Армянские ремесла: ковроделие
Важное значение в поисках ответа на вопрос о возникновении ковроткачества в Армении имеют археологические находки. В результате раскопок поселений на северо-востоке Армении были обнаружены инструменты ткача и макет примитивного ковроткацкого станка, относящиеся в IV–III тыс. до н.э. Остатки ворсовых и безворсовых ковров обнаружены в Артикском могильнике (XII–XI вв. до н.э.), в Кармир-Блуре (VII в. до н.э.), а также средневековой столице Армении — Ани.
Дошедшие до наших дней редкие образцы ковров и их фрагменты не дают полной картины технико-технологического и композиционно-художественного облика ковров, однако судить о них, а также об армянском ковроткачестве более ранних периодов позволяют заслуживающие внимания ценные косвенные свидетельства. В этом аспекте уникален так называемый Пазырыкский ковер, обнаруженный в Пазырыкском кургане Горного Алтая в 1949 году. Этот ковер своим орнаментально-композиционным оформлением отличается от других подобных находок из алтайских могильников и никак не связывается с традициями алтайских народов. Элементы композиции и стиль оформления этого ковра идентичны вавилоно-ассирийскому искусству. Ряд исследователей отмечают идентичность композиции и орнаментального оформления этого ковра с традициями урартского и раннеармянского культурного мира. Особенно примечательны сходства в технико-технологическом плане, как, например, двойные узлы, присущие армянским коврам. Кроме того, по заключению специалистов Эрмитажа, нитки красного цвета окрашены червями типа араратской кошенили — vordan karmir. Эти факты позволяют заключить, что Пазырыкский ковер соткан в Месопотамии или в районе бассейна озера Ван и более всего связывается с традициями армянского ковроткачества.
О ковроткачестве в Армении упоминают античные авторы, армянские средневековые источники, арабские географы и путешественники. Арабские источники VIII–XIII вв. указывают основные центры ковроткачества в Армении: Двин, Карин, Ван, а также отмечают ряд особенностей технико-технологического и композиционно-орнаментального характера армянских ковров. Согласно имеющимся источникам, в период раннего Средневековья ковроткачество было особенно развито в Айрарате, Васпуракане, Высокой Армении, Сюнике, Арцахе и других историко-этнографических областях Армении. В городах средневековой Армении, подобно соседним странам, при княжеских домах и монастырских комплексах существовали различные специализированные мастерские, в том числе и ковроткацкие, в которых изготовляли предметы для нужд элиты.
В ковроткацких мастерских работали профессиональные ткачи, художники, красильщики, которые обеспечивали изготовление качественной продукции элитарного потребления. Именно к этой продукции относятся характеристики письменных источников, в которых неоднократно отмечаются привлекательность колорита, богатство орнаментального оформления, а также высокие технико-технологические качества армянских ковров. Благодаря этим качествам они выгодно отличались от подобного рода продукции других ковроткацких регионов и были известны под названием «армянские ковры».
Отмечалась и значимость кошенили — красителя пурпурного цвета вордан кармир, получаемого из червей в Араратской долине.
Важно было также качество шерсти, которая по своей характеристике уступала только египетской. Развитое ковроткачество в значительной степени должно было стимулировать разведение особых пород овец и выращивание некоторых видов технических культур (хлопок, конопля, и др.), являющихся необходимыми сырьевыми ресурсами ткацкого промысла в целом.
Все эти факторы обеспечили армянским коврам указанного периода высокий престиж и стабильную потребность по всему огромному рынку Передней и Малой Азии и Ближнего Востока. Тогда же было налажено производство молитвенных ковров, которые в окружающем исламском мире уже с VII в. приобрели значительную популярность и огромный рынок сбыта. На развитость и значимость ковроткачества в Армении указывает и то, что ковры, как и дорогие ткани, в VIII–XII вв. были включены в налоговые списки Арабского халифата. Решающая роль в этом принадлежала мануфактурному ковроткачеству, организованное производство которого обеспечивалось сырьевыми ресурсами и соответствующими высококачественными специалистами.
Наряду с мануфактурным, существовало и кустарное ковроткачество, но оно имело довольно узкое значение и было, в первую очередь, предназначено для нужд самих производителей.
С нашествием сельджукских, а затем и татаро-монгольских племен после потери государственности в Армении произошел глубокий спад экономики. Естественно, переживало упадок и мануфактурное производство. Ковроткачество частично сохранялось в горных областях (Арцах, Сюник, Лори и др.). Со второй половины XVIII века после сравнительной стабилизации положения Армении и относительного подъема экономики начинается новый период развития ковроткачества: наряду с существующими центрами, оно развивается и в других историко-этнографических областях Армении, в частности в Высокой Армении и Васпуракане. Своего наивысшего развития оно достигло в конце XIX – начале XX века, когда в ряде ковроткацких центров производство ковров приобрело товарное значение.
В сфере ковроткачества конструктивные формы ткацкого станка и инструментов, применяемых в ранние периоды, по существу без особого видоизменения функционируют и по сей день. Армянским коврам присуща, как привило, шерстяная основа, шерстяной уток и двойные узлы. В Армении основным сырьем для ковроткачества являлась местная шерсть особых племенных овец, разводимых в ряде регионов исторической Армении, что отмечали еще арабские источники. Начиная с позднего Средневековья и вплоть до XX века, в ковроткачестве в основном использовали шерсть овец пород фулик, балбас и мазех.
Армянским коврам традиционно присуща богатая гамма цветов из натуральных красителей. Последние, как указывают римские и арабские письменные источники, имели наилучшие качества и характеризовались большим спросом в соседних странах. Среди них славился краситель вордан кармир, который придавал особую ценность армянским коврам. Выращивание растительных красителей и сбор марены традиционно занимали видное место в экономической жизни армян как в Средневековье, так и вплоть до конца XIX века, пока анилиновые красители окончательно не вытеснили с рынка органические.
На протяжении веков у армян сложились многочисленные обряды, связанные с ковроткачеством. Они охватывают весь технологический процесс, начиная от составления основы ковра вплоть до снятия готового изделия со станка. Уже в самом начале, для обеспечения благополучного процесса работы, при изготовлении основы ковра мастерице и ее помощницам преподносили ритуальные угощения и подарки. Это же повторялось и в конце работы. Весь процесс по традиции сопровождается песнопениями и плясками.
Обычно к станку прикрепляли или подвешивали различные обереги от сглаза (разноцветные нитки, камушки, яйцо и т.д.). Ковер у армян выполнял также ритуальную-магическую функцию. Наглядным примером этому может служить обычай прохождения бесплодной женщины через отверстие основы уже сотканного, но еще не отрезанного от станка ковра, после чего она ложилась под его основу и отрезанный ковер падал на нее. Согласно верованиям, после этого ритуала женщина становилась способной к деторождению. Имеющиеся свидетельства позволяют предполагать, что первоначально ковер имел магическо-культовый характер и воспринимался как символ священного пространства, где рождаются и живут боги. Он олицетворял вечность вечность природы и, согласно верованиям, воскрешал умерших. Об одном таком священном ковре, хранящемся в Кафедральном соборе Первопрестольного Св. Эчмиадзина, упоминает турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби. Согласно сохранившимся легендам, на этом ковре родился Иисус Христос. В мифических представлениях армян ковер считался не только сакральным, но и безопасным пространством. Отголосок подобного мышления можно видеть в этикете приема гостей, где ковер до сих пор занимает особое место.
Во многих историко-этнографических областях Армении поле ковра называют tar’ — «земля», «пол». В селениях Гохтна и Нахичевана так назывались лишь ковры с красным фоном; это дает основание предполагать, что изначально именно такие ковры олицетворяли плодородие и вечность природы. Этим объясняется и применение ковра в свадебном обряде, бытующее у армян до настоящего времени.
Для армянских ковров характерны богатство композиционных систем, разнообразие орнаментальных оформлений и особенно стилизованность узоров, орнаментов и композиций. В основном они отражают народные ритуально-магические представления о мирообразовании, о вечности природы и жизни. В искусстве ковроделия широко использованы растительные узоры, орнаменты и розетки, геометрические украшения, зооморфные и антропоморфные изображения. В этом аспекте для центров ковроткачества исторической Армении характерна общность технико-технологической, цветовой, орнаментальной и структурной традиции оформления ковров. Большинство из них традиционны во всех ковроткаческих регионах Армении. Наряду с общностью, в армянских коврах выделяются многочисленные типы и подтипы, характерные только для определенных регионов, что связано с их местными экономическими, климатическими и прочими особенностями.
Выделяются следующие основные группы армянских ковров:
1. С крестами, в художественном оформлении которых основными элементами являются кресты или крестообразные композиции.
2. С ромбовидными композициями или крупными украшениями. Могут быть представлены в многогранниках или без них.
3. С многогранными композициями. В основе их орнаментальной системы доминируют крупные геометрические сложные композиции, представленные в рамках в форме квадрата или многогранника.
4. С тематически-изобразительными сюжетами, на которых изображены бытовые темы, люди, юбилейные сцены и другие подобные сюжеты.
5. С розетками, в которых лепестковые розетки покрывают центральное поле. Могут иметь и геометрическое решение.
6. Вишапагорг — ковер с изображениями стилизованных фигур драконов.
7. С хоранами. Их поле оформлено хоранами (арочными композициями) и колоннами.
8. Со звездчатыми украшениями. Они изображаются в ромбиках или без них, и обычно представлены горизонтальными или вертикальными рядами.
9. С растительно-цветочными орнаментами, среди которых доминируют древо жизни, миндалевидный орнамент, гирлянды и пр.
10. С узорчатыми полосами. Их разноцветные и ровные вертикальные, горизонтальные и косые полосы обычно оформляются гирляндами и разнообразными растительными орнаментами.
11. С лучистыми композициями.
После падения армянской государственности и как следствие — падения спроса на элитарную продукцию, в том числе и на армянские ковровые изделия, на Западе они со временем стали известны как образцы персидской и турецкой культуры. Это неоправданная представление об армянских коврах тиражируется до настоящего времени.
На основании богатых традиций ковроткачества в советский период уже с 1920-х годов во многих регионах Армении (Тавуш, Сюник, Арцах и др.) были организованы ковроткацкие артели. На их основе впоследствии было создано крупное производственное объединение «Армковер». После распада Союза с нарушением экономических связей оно прекратило свое существование. Однако в ряде районов традиционного ковроделия были созданы частные артели. Вместе с тем этот промысел сохраняется в народном быту для удовлетворения семейных потребностей: в отдельных местах еще есть традиционные станки и инструменты, на которых ткут ковры в домашних условиях.
Источники:
1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.