Армянские художники рисуют своих родителей
Подобные портреты обычно затеряны в фондах музеев, их редко выставляют в общей экспозиции. Но именно они, портреты родителей, говорят о жизни художника порой больше, чем их биографии.
Иван Константинович Айвазовский был нежным, любящим сыном. Его родители, Константин и Рипсиме Айвазовские, потеряли большую часть своего состояния за пять лет до рождения будущего художника. Но это не помешало дать каждому из шестерых детей хорошее образование, — лучшее, какое только могла себе позволить семья. Константин Айвазовский был полиглотом, знал шесть языком. Рипсиме была искусной вышивальщицей. Придя к успеху, став весьма состоятельным человеком, благодарный сын делал все возможное, чтобы скрасить их старость.
Мгер Абегян родился в знатной, уважаемой семье. Его отец — академик Манук Абегян, чье имя носит Институт литературы Национальной академии наук Республики Армения. Гордость армянской науки, Манук Хачатурович, получил блестящее образование: он учился в Сорбонне, в университетах Лейпцига и Берлина, окончил Йенский университет, где также защитил диссертацию по теме «Армянские народные мифы в “Истории” Мовсеса Хоренаци».
Родители Минаса Аветисяна — простые крестьяне из села Джаджур. Отец был не очень доволен выбором профессии сына, в шутку советовал ему сменить кисть на косу, но никогда не отговаривал. Минас часто писал портреты их обоих, вписывал дорогие его сердцу образы в большие композиции. Ранняя гибель дорогого сына стала большой бедой не только для семьи Аветисянов, но и для всего села Джаджур, где нежно хранят память о великом земляке.
Родители Эдварда Исабекяна когда-то жили в Игдире. Художник написал очень трогательный портрет своей матери. Мы видим хрупкую, но сильную женщину. Глядя на нее, важно помнить, что это портрет той, кому повезло спастись от страшной гибели, спастись вместе с семьей. Но родного города она больше никогда не увидит. Эта же драма и в портрете отца, которого художник изобразил на фоне строящегося Еревана на картине «Утро старика»: новая жизнь, спасение, лучшая участь для детей и внуков и — невозможность показать им, где прошло его собственное детство.
Московский художник Левон Тер-Карапетян родом из Ахалцихе. Некогда знатная семья промотала состояние, а успевшие получить хорошее домашнее образование дети отправились искать счастья в большие города. Левон Погосович подписывал свои работы «ЛетКар». Среди современников он был известен как хороший мастер, представитель академической школы. Помимо живописных работ часто получал заказы на афиши и плакаты. Все свое наследие художник завещал Национальной галерее Армении, а его эскизы к плакатам хранятся в музее российского Рыбинска.
На картинах Геворга Григоряна, известного под псевдонимом «Джиотто», отец всегда молод. Таким рано ушедшего из жизни родителя запомнил художник. Он остался без отца в семь лет. Тогда, в начале ХХ века, это был возраст, в котором начинали зарабатывать на хлеб. Что и сделал маленький Геворг, разделив тяжесть заботы о большой семье вместе с матерью. В девятнадцать лет он поступил в Тифлисскую школу живописи и ваяния, в мастерскую знаменитого Егише Тадевосяна. Писал Джиотто не только своих родителей, но и тещу, мать любимой супруги Дианы.
Так же поступал и знаменитый армянский портретист Степан Агаджанян. Он изобразил не только свою мать, но и сделал портреты тещи. Два образа последней интересны тем, что сделаны с большим временным интервалом и производят сильное впечатление. Свою мать Агаджанян изобразил в костюме богатой тифлисской горожанки, с четками в руках. Она добродушно улыбается, глядя на зрителя, как на гостя.
А это два портрета одной и той же женщины, сделанные ее сыном и дочерью. Дмитрий Налбандян изобразил свою мать за вязанием, в зеленом саду. Арпеник Налбандян — рассказывающей сказку ее сыну. Заметьте — в отличие от всех своих предшественниц эта дама не носит косынку или шляпку, хотя в пятидесятые женщины старшего поколения голову еще прикрывали. Первыми от этого отказались горожанки.
На картине Гранта Степаняна «Портрет моей матери Жени» мы видим женщину, которую могли бы сами встретить на улице в наши дни. Между тем, работа датирована 1945 годом.
Так же у Эдуарда Саркисяна. Мать вышивает на застекленной веранде, ее голова не покрыта, а ведь это 1942 год.
Портрет матери Седрака Рамшадяна — тот же 1942, та же непокрытая голова. Думаете, это мелочь? Едва ли. Скорее это говорит о том, что изображенные дамы успели получить образование в гимназиях, где царили передовые взгляды и даже кипели страсти политических симпатий. Бывшие гимназистки обычно имели профессию и делали все, чтобы их дети учились в лучших заведениях. Все другие покрывали голову и в пятидесятые, и в шестидесятые. Вплоть до того времени, когда подросли выпускницы первых советских школ, для которых косынки ассоциировались с глубокой стариной.
Завершим обзор мужским портретом. Перед нами отец художника Ованеса Зардаряна Мкртич. Ремесленник из Карса, Мкртич Зардарян долго искал лучшее для своей семьи место, пока, наконец, не переехал в Ереван, где его сын Ованес, будущий знаменитый художник, и получил свою профессию.
Нарине Эйрамджянц