Аревик Аракелян: «Хочу создать армянскую историю платков, как у Hermès»
Аревик Аракелян — основательница армянского бренда Artuyt, который создаёт платки на основе картин и коллажей современных армянских художников. За несколько лет существования марка успела не только завоевать популярность на родине, но и заявить о себе в других странах. В интервью корреспонденту Армянского музея Москвы Татьяне Тростниковой Аревик рассказала об истории создания Artuyt, своих творческих ориентирах и планах на будущее.
Аревик, расскажите несколько слов о себе.
Я родилась в Ереване в 1983 году, окончила Ереванский государственный университет. По образованию я востоковед-иранист, но никогда не работала по специальности. В детстве у меня была мечта изучать историю моды и соединить её с искусством, но в то время, когда я поступала в университет, говорить о моде в Армении было не принято. Возможности обучаться этому тоже не было. Зато позже я осуществила свою детскую мечту, создав Artuyt.
Аревик Аракелян. Фото © из личного архива
Как родилась идея создания бренда Artuyt и сколько лет он существует?
Мы существуем пятый год. До этого я работала в различных компаниях, в том числе международных. В 2016 году, после многочисленных путешествий, мне стало понятно, что армянское искусство не так хорошо известно миру. Единственное, что про нас обычно знают — это гора Арарат и гранаты. Очень захотелось такое положение вещей изменить. Так как у меня нет специального образования, я подумала, что могла бы представить армянское искусство широкой аудитории с помощью аксессуаров. Эта идея понравилась моему другу и коллеге Ованесу — он тогда был руководителем отдела маркетинга в компании, где я работала ивент-менеджером. Таким образом мы начали работать вдвоём. Первые шаги были очень трудными: никто о нас не знал, ни художники, ни музеи работать с нами не хотели. Чтобы вызвать больше доверия, мы всегда представлялись как крупная компания, и в конце концов это сработало. (Улыбается.) Никто из моей семьи поначалу не верил, что у меня что-то получится — даже муж. Меня поддержал только брат. Но я сама была твёрдо уверена. Даже не знаю, почему. (Смеётся.)
Что означает название Artuyt?
В переводе с армянского «артуйт» (арм. արտույտ) — это жаворонок. Мы хотели, чтобы в названии бренда обыгрывалось английское слово art — искусство.
Каким образом вы находите художников для сотрудничества?
Я всегда интересовалась и древним, и современным искусством, поэтому с самого начала знала, какие работы хочу воплотить в платках. Первый автор, который согласился с нами сотрудничать, — Мигран Аветисян. Это современный художник, с его картинами я познакомилась в частных коллекциях. Первые наши пять платков были созданы на основе его картин. А первым музеем, с которым мы начали сотрудничать, стал Матенадаран. Позже мы подписали контракт с музеями Ерванда Кочара и Сергея Параджанова, Музеем современного искусства. А музей Первопрестольного Святого Эчмиадзина обратился к нам уже сам… Постепенно мы пришли к тому, что сотрудничество стали предлагать нам. (Улыбается.) Мы получаем от музеев и художников права на использование произведений и выплачиваем им проценты от продажи любого изделия.
Коллекция платков Artuyt на основе картин Вазгена Бажбеук-Меликяна. Фото © из личного архива Аревик Аракелян
Где находится ваше производство?
Так как в Армении нет типографий, печатающих на шёлке, и вообще нет шёлка, поначалу мы делали платки из полиэстера. Сейчас эта линия выпускается только на армянском рынке — благодаря низкой стоимости такие изделия себе может позволить каждый. Когда мы искали производство для шёлковых платков, рассматривали и Китай, и США, и Францию, и Россию, но остановились на Италии. Печать и швы, сами цвета — там всё на высшем уровне. Наши платки производятся на озере Комо. На этом же предприятии делают платки для Moschino.
Из каких этапов состоит процесс производства платка?
Решив, что это будет за коллекция, мы подписываем договор с музеем или художником. Фотограф делает профессиональное фото оригинала работы, которое передаётся в типографию для обработки. Сначала мы печатаем его на полиэстере, чтобы убедиться в том, что цвета и рисунок смотрятся хорошо. Затем отправляем файл с эскизом на производство в Италию. Там изображение печатают на шёлке и вручную обрабатывают края изделия. Мы используем шёлк твил, как Hermès и многие модные дома, поэтому по качеству нас не различить. Кстати, в отличие от других брендов, мы не используем фрагменты. Выбираем такую картину, чтобы, обрезав края для получения квадрата, не потерять смысл и не нарушить визуальную концепцию. На создание одного платка уходит два месяца. Самый длительный этап работы происходит в Ереване — дизайн и брендинг занимают месяц-полтора.
Вам бы хотелось иметь возможность производить подобные вещи в Армении?
Конечно, хотелось бы. Но для производства шёлка нужны большие инвестиции и большой рынок сбыта. Для того, чтобы это было рентабельно, нужно производить хотя бы 50 метров шёлка в день. Но кому его продавать? Если начать развивать это направление прямо сейчас, то такого качества, как в Италии, мы сможем добиться лет через десять-двадцать.
Сколько коллекций у Artuyt? Как часто выпускаются новые?
Шёлковых коллекций десять, они появляются дважды в год. У нас есть коллекция платков, вдохновлённая Параджановым, Минас Аветисян, Ашот Оганесян, Вруйр Галстян, церковная тематика и старинная западно-армянская вышивка, армянские буквы, Альберт Акобян, Вазген Бажбеук-Меликян, современный художник из Амстердама Гаяне Ерканян. Платков из полиэстера у нас шестьдесят. Также есть кашемировая коллекция для женщин и шерстяная — для мужчин.
Коллекция платков Artuyt. Фото © из личного архива Аревик Аракелян
Как вы продвигаете бренд? Какой канал рекламы сегодня работает лучше всего?
Конечно, это digital-маркетинг со всеми его инструментами — за него полностью отвечает Ованес. Физическое присутствие и работа с определёнными людьми тоже помогают в продвижении. Наши платки носят многие высокопоставленные лица Армении, Ким Кардашьян, армяно-канадская актриса Арсине Ханджян, российский блогер Дарья Сиротина, дочь президента Италии Серджо Маттареллы и другие. Теперь многие женщины в Армении хотят иметь платок Artuyt — это модно и престижно. Первые лица страны используют Artuyt в качестве государственных подарков. Католикос всех армян вручил наш платок Ангеле Меркель.
В каких странах вы представлены?
Мы представлены в Италии через проект Emerging Talents Тариэла Бишаряна, благодаря которому попали в испанский Harper’s Bazaar, Elle и L’Officiel. Работаем и с онлайн-магазином Hay-Hay Лусине Айянян. В прошлом году к нам обратился нью-йоркский магазин Flying Solo, работающий со стартаповыми брендами, и на протяжении шести месяцев платки Artuyt были представлены там. Стилисты разных журналов могли взять понравившиеся аксессуары для фотосъёмок. Так мы попали на обложку нидерландского журнала Selin, модного издания Opium Red Magazine и других.
Вы упомянули Тариэла Бишаряна. Как произошло ваше знакомство?
В декабре 2016 года, листая ленту Фейсбука [Meta, которой принадлежит Facebook, признана в России экстремистской организацией — прим. ред.], я увидела, что в Милане живёт армянский парень, у которого есть шоурум, и он предоставляет молодым брендам шанс показать себя европейской публике в рамках Milan Fashion Week. Тогда я решила с ним связаться, хотя все вокруг твердили, что я сошла с ума и для Милана ещё слишком рано. Месяц спустя встретила на улице свою подругу, работавшую в компании, которая возит в Армению итальянскую мебель. Спросила, не знает ли она Тариэла. Оказалось, ещё как. В феврале он приехал в Ереван, и мы встретились. Тариэл дал нам советы по качеству, благодаря чему мы в итоге нашли производителя в Италии. Очень благодарна ему за то, что он в нас поверил и верит до сих пор. Это окрыляет!
Коллекция платков Artuyt. Фото © из личного архива Аревик Аракелян
Как и Тариэл, вы участвуете в благотворительных проектах.
Да, мы проводим благотворительные и учебные мероприятия для детей. В Ереване есть школа прикладного искусства имени Генриха Игитяна, который в советские времена был главным искусствоведом в Армении. Именно он открыл в 70-м году музей современного искусства — первый во всём Союзе. Мы сделали некоммерческий проект с одной группой учащихся: напечатали платки с их рисунками, провели выставку и, продав их, закупили необходимые для рисования предметы на год. Дети передали нам права на свои рисунки и получили процент с продажи. Второй благотворительный проект мы осуществили в селе Тавуш на армяно-азербайджанской границе. На протяжении года там работала школа, где с детьми занимался учитель рисования. Мы сделали ремонт в помещении и предоставили учащимся все необходимые материалы. А третий проект во время войны мы сделали для карабахских детей вместе с Тариэлом. Они бесплатно посещали уроки рисования в школе имени Игитяна. Есть те, кто ходит в эту школу до сих пор. Мы с Тариэлом организовали выставку рисунков карабахских детей в ереванском Музее современного искусства. Кто знает, вдруг из них вырастут художники, картины которых мы когда-нибудь напечатаем на платках? (Улыбается.)
Аревик Аракелян. Фото © из личного архива
Насколько сильно различаются предпочтения армян и иностранцев?
Российские клиенты любят сочные армянские цвета, европейцы — что-то помягче, а армянам нравится всё. Иностранцы очень любят Параджанова. Первая шёлковая коллекция, которую мы представили у Тариэла Бишаряна в Милане, была на основе его работ. Мы представили её и в Нью-Йорке — она стала визитной карточкой Artuyt. Когда мы начинали, широкая публика знала только Мартироса Сарьяна и Минаса Аветисяна. Благодаря нашей работе имена других художников тоже стали известными. Это Вруйр Галстян, Ашот Баяндур, Гаяне Хачатурян и другие. Сейчас наши клиенты знают многих художников и разбираются в них.
Носить платки получается далеко не у каждой женщины. Рассказываете ли вы клиенткам, как их завязывать и с чем сочетать?
Когда в наш офис в Ереване приходят клиенты, я с удовольствием даю им советы, как носить платки. Помогаю подобрать платок в подарок тому или иному человеку. Я не стилист, но думаю, у меня есть природное чувство вкуса. К тому же, я сама очень люблю носить платки. Пока у нас нет гида по их ношению для широкой публики, но мне хотелось бы такой сделать, в том числе с видео.
Платки каких брендов вам самой нравятся?
Очень люблю платки Hermès. Для меня неважно, сколько они стоят — я ценю историю, которая стоит за этим именем. Хочу создать армянскую историю платков, как у Hermès.
Кто и что вас больше всего вдохновляет?
На разных этапах моей жизни меня вдохновляли разные люди, книги, фильмы и произведения искусства. На меня повлияли Роден, Ван Гог и Моне, фильмы Антониони и Феллини. Иконы стиля для меня — Коко Шанель и Одри Хепберн, актриса Анук Эме. В числе своих клиенток мне было бы приятно видеть Юлию Высоцкую, Жюльет Бинош и Мерил Стрип. А ещё мне очень нравится Анна Винтур. Вот было бы здорово выпить с ней кофе! (Смеётся.) И конечно, хотелось бы видеть на ней платок Artuyt.
Какие у вас планы на ближайшее будущее?
Наша цель на этот и следующий год — американский рынок. А затем уже европейский. Хотелось бы попасть и на российский, но ситуация сейчас сложная — посмотрим. Нам интересна Япония. Поработав с несколькими клиентами оттуда, я заметила, что японцы ценят искусство и другие культуры.
Каким вам хотелось бы видеть бренд Artuyt, например, через десять лет?
Если помечтать, то я очень хочу иметь магазины в Нью-Йорке и Милане. Хочу, чтобы платки Artuyt были на обложке Vogue USA. Ещё мечтаю хотя бы один раз выпустить кутюрную коллекцию.
А как насчёт коллабораций с другими дизайнерами?
О коллаборациях с другими дизайнерами я пока не думала. Современный стиль для меня — это Джорджо Армани. Не знаю, успею ли я с ним что-то сделать. (Смеётся.)
Artuyt. Emerging Talents, Milan Fashion Week 2022. Фото © из личного архива Аревик Аракелян
Татьяна Тростникова, журналист, медиа-менеджер, блогер, специально для Армянского музея Москвы