Арарат Саркисян: художник без границ

Армянский художник-экспериментатор Арарат Саркисян всегда находится в процессе поиска новых форм самовыражения и смело разрушает устоявшиеся границы. Его творчество — это непрерывное движение и смешение стилей: от древних техник создания бумаги до современных инсталляций. Его работы, сочетая постмодернистские, концептуальные и абстрактные элементы, уникальным образом переосмысливают древние культуры.
Арарат Ваникович Саркисян родился в 1956 году в Гюмри в простой семье, далёкой от искусства. Будущий художник с детства проявлял творческие способности: лепил фигурки из пластилина, посещал Дворец пионеров и художественную школу. После службы в армии он стал вольным художником, преподавал и работал оформителем в театре. После землетрясения 1988 года переехал в Ереван. Получив художественное образование в Гюмри и Ереванском художественном училище им. Терлемезяна (1975), он стал членом престижных международных организаций — Европейской академии естественных наук и Международной ассоциации искусств, а также получил звание заслуженного художника Республики Армения. Его работы экспонировались на ведущих площадках мира: от Гюмри и Еревана до Касселя, Мадрида, Марселя, Москвы, Парижа, Пуатье и Токио. Заметными вехами в его карьере стали выставка «Современное армянское искусство» в Центральном Доме Художника в Москве (1994) и участие в Венецианской биеннале (2013).
Творчество Арарата Саркисяна — это многогранный и глубоко символичный мир, где переплетаются древние традиции и современные концепции. Его масштабный проект «Архетипы», созданный в конце прошлого века, представляет собой впечатляющую коллекцию редких и забытых языков, алфавитов, древних текстов и петроглифов, выдавленных на бумаге ручного производства. Эта работа, экспонировавшаяся по всему миру, передает ощущение первозданности, соединяя шумерский, арамейский, иврит, майя, хеттский, корейский языки и скандинавские руны в мощный символ культурной преемственности. Знакомство с арабской техникой изготовления бумаги в Иордании стало для него важным открытием, позволившим создавать собственную фактурную бумагу, идеально подходящую для воплощения его замыслов.
Особенная бумага была использована и в серии «Хачкары», созданной в ответ на варварское уничтожение армянского некрополя в Джуге. Саркисян воссоздал 36 хачкаров (по числу букв армянского алфавита), используя фотографии и деревянные матрицы. Эти работы — не просто копии, а самостоятельные произведения, хранящие «душу» древних памятников.
Работа Арарата Саркисяна из серии «Хачкары», представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник
Работа Арарата Саркисяна из серии «Хачкары», представленная на выставке «В поисках рая» в Венеции. Источник
Ещё один проект Саркисяна — «Лендута» — посвящён родному Гюмри. Вот что художник рассказал о проекте в одном из интервью:
«Эти картины представляют собой изображения с детальным изображением повседневного городского пейзажа моего любимого города Гюмри. Заворожённый красотой Венеции, я поначалу хотел написать свою серию венецианских пейзажей, но передумал. Все эти великолепные дворцы, каналы, написанные разными мастерами в самые разные времена, настолько врезались в память, что, казалось, я уже писал их много раз. Гюмри же — один из старейших городов Кавказа — представлен в изобразительном искусстве лишь немногими отдельными работами, хотя архитектура его досоветских построек, сама городская структура интересны и по-своему уникальны. Гюмри не похож ни на один город мира, это совершенно другой кусок земли, у него собственная неповторимая душа. Я родился в этом городе, пропитан им весь и навсегда. Серия составила 54 картины. Я приготовил выпуск открыток этих работ, на одной стороне — картина, на другой — текст: интересные житейские истории, колоритные диалоги, передающие и саму атмосферу жизни города, и тонкий юмор гюмрийцев. Идея с текстом родилась у меня после встречи с бывшим гюмрийцем, уже более 20 лет живущим в Лос-Анджелесе, но так и не прикипевшим к нему сердцем: «разве это город, здесь даже площади нет» — жаловался он».
Арарат Саркисян — не только талантливый художник, но и активный участник культурной жизни Армении и мира. Однажды он даже выступил инициатором «окказиональной» выставки:
«В Ереване у меня есть мастерская. Рядом с ней находился английский магазин красок «Лейланд пойнт-компани», куда, бывало, я заходил и покупал необходимые мне для работы средства. У них был такой барабан, который вращаясь смешивал краски, создавая необходимые цвета и оттенки, которые для пробы наносились на стоящие поодаль гипсокартоны. На гипсокартонах появлялись очень красивые изображения. Я спросил у них, что они делают с этими гипсокартонами, когда они уже заполнены. Выяснилось, что их просто выбрасывают. Я предложил им купить у них по 1000 драмов каждый картон. В результате, набралось штук 40. Была одна галерея, которой я предложил выставку, выдумав, что у меня есть друг — художник, живущий в Швейцарии, по фамилии Лейландсон, который создает очень необычные картины. Когда в галерее я показал мои гипсокартоны, они им очень понравились. Я составил биографию Лейландсону, придумал ему образование. Состоялась очень шумная выставка. Многим художникам она очень понравилась. На выставке присутствовал даже мэтр Генрих Игитян, который заявил, что Лейландсон — чудесный художник. В галерее, в соседней секции я выставил видео, которое рассказывало зрителям, какую фальсификацию я устроил. После выставки я перенёс эти картины в свою мастерскую в Бюракане».
Помимо многочисленных выставок, Арарат Саркисян известен созданием уникальных рукотворных книг — редкое явление в армянском искусстве. Все рукотворные книги имеют свои полиграфические аналоги, делая искусство Саркисяна доступнее широкой публике. Кроме того, он издал 12 каталогов и книг, две из которых («Жанровое пространство» и «Сасунци Давид») получили признание как лучшие книги об искусстве в СНГ. Его работы хранятся в престижных музеях Армении, России, Кипра, Сингапура и Иордании, подтверждая международное признание его таланта.