Как Арам Хачатурян создавал музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад»

Как Арам Хачатурян создавал музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад»

Арама Хачатуряна, по его собственному признанию, всегда увлекала работа в театре. «…Я не создал ни одной оперы. И представьте себе, что это меня озадачивает, ведь я очень люблю театр… Моя страсть к театру такова, что если б музыка в своё время не занимала бы мои думы, я, наверное, стал бы актёром…» — говорил композитор.

Арам Хачатурян за дирижёрским пультом. Колонный зал Дома Союзов, 1970-е. Фото: russiainphoto.ru

Арам Хачатурян за дирижёрским пультом. Колонный зал Дома Союзов, 1970-е. Фото: russiainphoto.ru

Театр и Хачатурян

Первые опыты Арама Ильича в музыкально-театральной сфере относятся ко времени, когда он ещё не был студентом Московской консерватории. Свою роль в этом сыграл его старший брат — Сурен Хачатурян. При Доме культуры Советской Армении в Москве работали две студии, одна из которых — театральная — была основана Суреном Ильичом. После его кончины во главе студии стал Рубен Симонов, к спектаклю которого, посвящённому 10-летию установления советской власти в Армении, Арам Хачатурян написал музыку.

Хачатурян создал музыку к 20 драматическим спектаклям, однако, по словам композитора, в партитуре сохранилась лишь музыка, впоследствии пересочинённая им и выпущенная в виде оркестровых сюит: «Маскарад» по Лермонтову, «Сталинградская битва» из фильма Владимира Петрова и «Валенсианская вдова» по Лопе де Вега. Эти произведения — вершина музыкально-театрального творчества Хачатуряна.

Сурен Ильич Хачатурян ǁ avproduction.am

Сурен Ильич Хачатурян ǁ avproduction.am

В начале 1930-х годов Арам Хачатурян начал работу в театре МХАТ-2 над пьесами советских авторов на современные темы. [МХАТ 2-й, МХАТ II — драматический театр, существовавший в Москве в 1924–1936 годах.] Таким образом он получал возможность более близкого, непосредственного музыкального общения с широкой аудиторией. В эти годы Хачатуряном была написана музыка к спектаклям «Дело чести», «Баку», «Большой день».

Театральные интересы Хачатуряна в эти годы вовсе не ограничивались рамками советской тематики. Заметное место в его творчестве занимает шекспириана. Им была создана музыка к трём произведениям Шекспира: «Король Лир» для театра имени Моссовета (постановка Ю. Завадского), «Отелло» для кинофильма (постановка С. Юткевича) и «Макбет», для которого он сочинял музыку дважды — для Малого театра и для Государственного театра имени Сундукяна.

«Я жил этой драмой…»

В 1941 году — к столетию со дня смерти Михаила Лермонтова (1814–1841) — Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». В пьесе, написанной в 1835 году, Лермонтов-драматург отразил жизнь светского Петербурга, а созданный им образ Евгения Арбенина в дальнейшем получил развитие в Григории Печорине из романа «Герой нашего времени» (1840).

Иллюстрация Алексея Рейпольского к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» ǁ regnum.ru

Иллюстрация Алексея Рейпольского к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» ǁ regnum.ru

Возобновляя постановку лермонтовской драмы «Маскарад», занявший не так давно должность главного режиссёра Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с творчеством Хачатуряна, то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему.

Арам Ильич, который в то время уже проявил себя как блистательный театральный композитор, умевший превосходно чувствовать и вживаться в сценические постановки, с удовольствием принял это предложение. Во-первых, он очень любил вахтанговский театр, а во-вторых, восхищался гениальной драмой. Хачатурян видел этот спектакль в 1938 году и был немного удивлён, почему Александр Глазунов, сочинивший музыку к постановке Всеволода Мейерхольда, сам не написал вальс, а ведь о нём так взволнованно говорила главная героиня. В пьесе был использован знаменитый «Вальс-фантазия» Михаила Глинки.

К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился увлечённо, хотя небольшие сложности он всё же испытывал, а именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, во время сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй.


«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма „Маскарад“, написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год. К работе над музыкой я отнёсся очень серьёзно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нём. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке „Маскарада“, которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлён: в музыке Глазунова не оказалось вальса, „заданного“, как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи

Кружилася быстрей — и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость…

По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к „Маскараду“. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и „новой“, и „хорошей“, иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно „услышал“ тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…»

Арам Хачатурян


В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро. 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». Свой восхитительный вальс к драме Лермонтова «Маскарад» композитор посвятил Алле Александровне Казанской — замечательной актрисе, исполнявшей роль Нины Арбениной.

Жизнь спектакля Театра имени Вахтангова по драме Лермонтова «Маскарад», премьера которого состоялась в самый канун Великой Отечественной войны, была очень недолгой. Во время налёта вражеской авиации, в ночь на 24 июля, спасая людей, погиб заслуженный артист России Василий Куза — исполнитель роли князя Звездича. Кроме того, здание театра во время этого обстрела было сильно разрушено.

В 1943 году Арам Хачатурян наиболее интересные номера (Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп) из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту. В 1982-м ученик Арама Хачатуряна, армянский композитор Эдгар Оганесян, создал партитуру к балету «Маскарад». В её основу была положена музыка к драме, а также фрагменты из других произведений выдающегося маэстро. Хореографический спектакль впервые поставили в Одесском театре оперы и балета. Премьерный показ состоялся весной того же 1982 года. Спустя три года, в 1985-м, вышел фильм-балет «Маскарад» — экранизация одноимённого балета на музыку Арама Хачатуряна, поставленная кинорежиссёром Феликсом Слидовкером и режиссёрами-балетмейстерами Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым.

Текст подготовлен по материалам khachaturian.am, belcanto.ru и soundtimes.ru.

Как Арам Хачатурян создавал музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад»