Восток и Запад в фотографиях Арама Албана
Среди многих армянских фотографов, работавших в Египте в первой половине XX века, особую роль играл Арам Албан. Наделённый ярким талантом, он внёс неоспоримый вклад в фотоискусство Ближнего Востока. Албан стал одной из ключевых фигур в процессе формирования модернистской фотографии, переоценивающей привычные формы и смыслы. Блестяще соединяя восточную и европейскую эстетику, он искусно раскрывал художественный потенциал фотографии.
Арам Албан (Арнаутян) родился в 1883 году в Константинополе. В 1895-м его семья была вынуждена покинуть свой дом, спасаясь от турецких погромов. Мальчик с родителями поселился в Александрии.
Фотографией Арам Албан увлёкся ещё в подростковом возрасте. Поощряемый, возможно, своими относительно обеспеченными родителями, он пошёл в ученики к местным александрийским фотографам. К 1910 году Албан, уже набравшись опыта, открыл собственную студию.
Арам Албан регулярно ездил в Европу. Ориентируясь на тенденции в европейской фотографии, при работе со своими египетскими клиентами он применял мягкий фокус и «гламурный стиль», который предпочитали немецкие мастера-пикториалисты. [Пикториализм — направление в фотоискусстве, ставившее своей целью сближение фотографического кадра с искусством живописи. — Прим. ред.]
Подход Арама Албана к портретной съёмке, переносивший модель в область перформанса и фантазии, оказался чрезвычайно популярным. Завоёванный успех и прибыль от студии в Александрии позволили ему в начале 1920-х годов переехать в Европу. Сначала он открыл студию в Брюсселе, а всего несколько лет спустя — в Париже. Учитывая огромное количество студий и фотографов, работавших в то время во французской столице, это событие стало для него триумфом. Албан свободно говорил на четырёх языках, к тому же был прекрасным музыкантом и остроумным рассказчиком. Он успешно работал в сферах моды, кино и театра и даже получал заказы от знатных и королевских особ (среди его постоянных клиентов были королевы Бельгии и Египта).
Арам Албан считал себя не только мастером-фотографом, но и художником. Он был в курсе последних достижений и современных веяний в области фотографии. В своём искусстве ему удалось прийти к стилю, который выглядел авангардным и при этом оставался удивительно классическим.
В 1930-х годах Арама Албана очаровал сюрреализм. Для создания своих композиций он прибегал к различным экспериментам (например, к двойной экспозиции и соляризации). Использование тени стало его особенно любимым приёмом, с помощью которого он мог превратить обычные на вид пространство и ситуацию в повествование, наполненное драматизмом. Творческий метод Арама Албана, получившего к середине 1930-х признание во многих странах мира, повлиял на ряд молодых фотографов, которые либо работали с ним, либо видели его снимки на выставках и в публикациях.
Фотографии Арама Албана / greategypt.org
Возраст и Вторая мировая война заставили Арама Албана в 1940 году вернуться в относительно спокойную Александрию, а некоторое время спустя переехать в Каир. Выработанный им в Европе чувственный и резкий стиль начал оказывать влияние на работы многих армянских фотографов. Несомненно, именно у Арама Албана известный фотограф Ван Лео черпал вдохновение для своих ярких и визуально пышных снимков. Одним из учеников Албана был Андраник Кочар, который в 1946-м переехал в Советскую Армению.
Фотографии Арама Албана / greategypt.org
При подготовке статьи использовались материалы сайтов: lusadaran.org и greategypt.org
Публикация подготовлена: Рипсиме Галстян