Выставка фоторабот легендарного Ара Гюлера открылась в Стамбуле
Фотокорреспондент, чья камера пишет историю: армянин Ара Гюлер считался величайшим мастером творческой фотографии и вошел в семерку лучших фотографов мира. Его работы завораживают: среди монументальной архитектуры Стамбула творец выделял главное – людей. Жизнь Гюлера оборвалась в 2018-м, в этом году ему могло бы исполниться 93 года. В день рождения фотожурналиста 16 августа в Стамбуле открылась выставка его работ.
Фотографии Ара Гюлера представлены в Галатской башне – одном из символов города. Мастер начал фотографировать Стамбул в 1950-е годы, и именно благодаря этим репортажным черно-белым снимкам обрел популярность. 75 таких работ творца смогут увидеть посетители выставки, которая будет открыта до конца октября.
«Именно благодаря его городским репортажным фотографиям, которые появились в газетах в начале 1950-х годов, его портретам бедных, безработных и приезжих из деревни людей, я впервые увидел “неизвестный” Стамбул, – вспоминал известный турецкий писатель и друг фотографа Орхан Памук. – Рыбаки, сидящие в кофейнях и плетущие свои сети. Безработные мужчины, напивающиеся в тавернах. Дети, играющие с автомобильными шинами в тени рушащихся древних стен города. Строительные бригады, железнодорожники, лодочники, тянущие свои весла, чтобы переправить горожан с одного берега Золотого Рога на другой. Продавцы фруктов, толкающие свои тележки. Люди, бродящие на рассвете в ожидании открытия Галатского моста. Утренние водители микроавтобусов… Внимательность Ара Гюлера к жителям Стамбула – это свидетельство того, как он выражал свою привязанность к городу через людей, которые в нем живут».
В сентябре в музее будет представлена еще одна экспозиция. Ара Гюлер, также известный как «Глаз Стамбула», снимал не только родной город, но и делал портреты знаменитостей. С мастером работали Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Альфред Хичкок, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Мэрилин Монро и другие.
Ара Гюлер родился в 1928 году в Стамбуле в семье владельца аптеки. Учился в знаменитой армянской школе «Гетронаган». С детства будущий фотограф общался с творческими людьми, поэтому сперва начал строить карьеру в кино. Спустя время Гюлер обратился к журналистике и, устроившись фотокорреспондентом в газету, определил свой дальнейший профессиональный путь.
По словам Памука, его дружба с Гюлером завязалась в 2003 году, когда писатель искал снимки для книги о Стамбуле. В первые дни они никогда не говорили об армянском происхождении фотографа или произошедшем с древним народом в Османской империи. «Эта тема остается табуированной в Турции. Я чувствовал, что мне будет трудно говорить с ним на эту душераздирающую тему, что это создаст напряжение в наших отношениях. Он знал, что если начать говорить об этом, то ему будет сложнее выжить в Турции», – рассказывал Памук в 2018 году в колонке The New York Times. Впоследствии фотограф время от времени все же заговаривал с другом на тему политики:
«Однажды он рассказал мне, что в 1942 году, чтобы избежать непомерного “налога на богатство”, которым турецкое правительство специально обложило немусульман, и не быть депортированным в трудовой лагерь за неуплату налога, его отец – фармацевт – был вынужден покинуть дом в Галатасарае и месяцами скрываться в другом, ни разу не решившись выйти на улицу.
Он рассказывал и о ночи 6 сентября 1955 года, когда на фоне политической напряженности между Турцией и Грецией, вызванной событиями на Кипре, мобилизованные турецким правительством банды бродили по городу, грабя магазины, принадлежавшие грекам, армянам и евреям; оскверняли церкви и синагоги, а улицу Истикляль, проходящую через Бейоглу, где жил Ара, в зону боевых действий».
В 2005 году Памук высказался в одном из интервью, что в Турции нет свободы мысли – до сих пор нельзя упоминать об ужасной судьбе османских армян. После этих слов писателя доставили в суд за оскорбление турецкой нации, его могли посадить на три года. «Два года спустя мой друг, армянский журналист Грант Динк был застрелен в Стамбуле, посреди улицы, за использование слов “Геноцид армян”. Некоторые газеты принялись намекать, что я могу быть следующим», – добавил писатель. Эта история ужасно напугала Гюлера – он сильно переживал за своего друга. Позже, сквозь слезы, фотограф решился рассказать Памуку о своих родных. В колонке, посвященной своему близкому другу, турецкий писатель заключил: «Ара верил в демократию, где каждый мог свободно говорить о своих убитых предках или по крайней мере свободно их оплакивать. Турция же не стала такой демократической страной».
Подготовлено по материалам: Hurriyet Daily News, The New York Times
Фото обложки: araguler.com