Редакция

Андраник Иосифьян — «главный электрик всех ракет»

Редакция
Андраник Иосифьян — «главный электрик всех ракет»

Ни одно важное событие периода научно-технической революции XX века не обходилось без участия Андраника Гевондовича Иосифьяна, крупнейшего советского ученого в области электротехники. Первые радиолокационные установки, баллистические ракеты, атомные электростанции, ледоколы и субмарины, первые космические аппараты для метеорологических исследований и изучения природных условий Земли, первый полет человека в космос — все это неразрывно связано с его именем. «Главный электрик всех ракет», — такую характеристику Сергей Королев дал Андранику Иосифьяну.

Андраник (Андроник) Гевондович Иосифьян (1905–1993) — профессор (1941), член-корреспондент АН Армянской ССР (1945), действительный член АН Армянской ССР (1959), доктор технических наук (1960). Председатель Научного совета по космической электрорадиотехнике и электронике АН СССР, вице-президент, член Президиума (1950–1955, 1971–1975, 1981–1986) АН Армянской ССР. Фото: cosmic-rays.ru

«Легенды сопутствовали этому человеку всю жизнь и не оставили после смерти. Он умер в 1993 году, в ночь после Дня космонавтики, — вспоминали коллеги Андраника Иосифьяна. — А спустя 40 дней, когда по христианским канонам душа покидает Землю, лунная тень накрыла орбиту, на которой со своей солнечной батареей находился созданный им метеорологический аппарат „Метеор“. Система электропитания на время отключилась. И подумалось: „Его душа соединилась c небом“».

Андраник Иосифьян родился 21 июля 1905 года в семье учителя в крохотной высокогорной армянской деревне Цмакаох в Нагорном Карабахе. Цмакаох в переводе с армянского переводится как «близ темного, сырого места» — нечто вроде глубокой норы. В районе Гандзасарского монастыря, что недалеко от села, ночи особенно звездные. Мальчик часами вглядывался в мерцающий небосвод, словно впитывал исходящую от далеких звезд энергию. Чтобы потом, спустя десятилетия, поделиться с ней.

В годы юности Андраника семья бедствовала: бежала в Туркестан, спасаясь от резни. В 15 лет Андраник пошел в пастухи, в 17 записался добровольцем в Красную армию, в 20 лет закончил рабфак и тогда же, в 1925-м, поступил в Бакинский политехнический институт на электромеханический факультет.

В 1930 году Андраник Иосифьян был принят на работу в электромашинную лабораторию Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). В то время ВЭИ, созданный по распоряжению В.И. Ленина для научного обеспечения плана ГОЭЛРО, был одним из крупнейших научных центров страны, где трудились многие выдающиеся ученые-академики. Молодой Иосифьян сразу зарекомендовал себя человеком с большим творческим потенциалом, одержимым новыми идеями. Он создал в ВЭИ лабораторию военной электротехники. Ее работу курировал маршал Тухачевский. В лаборатории занимались уникальными проектами. Например, исследовались возможности создания магнитофугальных пушек, в которых бегущее магнитное поле линейного двигателя разгоняет снаряд. Позднее, в 1939 году, Андраник Гевондович впервые в мире построил многометровый магнитофугальный линейный двигатель, который в виде модели магнитофугальной железной дороги с большим успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Портрет Андраника Иосифьяна, уроженца с. Цмакаох Мартакертского района Нагорного Карабаха, висит в здании администрации села ǁ kavkaz-uzel.eu

В лаборатории Иосифьяна разрабатывали следящие приводы разного типа для артиллерийских орудий. Крупнейшим достижением лаборатории было создание теплолокационной системы обнаружения кораблей противника. Она успешно прошла все испытания, была принята на вооружение и удостоена Сталинской премии, а лаборатория, ее разработавшая, была преобразована в институт.

Маршал Тухачевский очень ценил молодого армянского механика и связывал с ним большие надежды. На то были все основания: уже в 25 лет этот ученый имел международную известность как пионер электромобилестроения. Наибольшее признание в мировых ученых кругах получил «вертолет Иосифьяна» — оснащенная электрическим двигателем летательная машина: в начале 1930 годов даже традиционных, работающих на горючем топливе вертолетов практически еще не было. С развитием автомобилестроения и авиации в начале XX столетия многие видные ученые стали уделять внимание необходимости обнаружения альтернативных нефти источников энергии, однако их поиски были тщетными. Иосифьян же в теории доказал возможность приведения в действие своего детища, причем его аргументы показались столь убедительными, что практически сразу же были приняты на техническое вооружение.

Испытания винта электровертолета. На первом плане Андраник Иосифьян ǁ авиару.рф

В 1941 году маршал Тухачевский не мог по известным причинам наблюдать за испытанием чудо-вертолета, но самого электромеханика ждал триумф: летчик-испытатель Д. Кошин несколько раз поднялся вертикально вверх и совершил полет над аэродромом. С этого времени Андраник Гевондович Иосифьян — один из самых «засекреченных» советских ученых: в августе 1941 года Сталин назначает его директором специального научно-производственного предприятия, снабжающего фронт особыми электрическими машинами, средствами автоматики и связи, на базе которого и будет создан крупнейший НИИ электромеханики. Тридцать лет будет руководить им «засекреченный» главный конструктор Андраник Иосифьян.

Природа подарила ему много: пытливый ум исследователя, феноменальную память, талант изобретателя и организатора, прибавив к этому невероятную работоспособность. И все это он целиком поставил на службу электротехнике, в которой видел нечто большее, чем его современники, а именно синтез силовой техники, электроники и автоматики. Более того, с юности изучая научную сущность электротехники, он пришел к твердому убеждению, что настоящая наука даст плоды только тогда, когда она тесно связана с техникой и производством. С этой идеей сегодня выступают многие известные ученые, а Иосифьян реализовал ее еще в 1941 году, создав первый в стране подлинный завод-институт, где умело организовал последовательно-параллельное прохождение научных исследований, разработок конструкций и технологий изготовления многих и нередко сложных видов военной техники. Именно в те годы А.Г. Иосифьян нашел такие организационные формы, которые обеспечивали четкое прохождение научных идей по всему циклу, вплоть до практического использования конечного продукта. Весь этот цикл он назвал научным производством.

А.Г. Иосифьян никогда не делил науку на фундаментальную и прикладную, а рассматривал их всегда в тесном взаимодействии и взаимообогащении. Он считал, что как в любой прикладной науке непременно заложена фундаментальная часть, так и в любом фундаментальном исследовании присутствует прикладная часть — техника и технология. Важен в конечном счете технический и технологический результат.

Андраник Иосифьян — ученый с мировым именем, удостоенный конструктором Михаилом Янгелем титула «Электрикос всех армян»

ВНИИЭМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики) стал уникальным по своей многопрофильности институтом с мощной научно-технической базой и опытным производством. В 1953 году по инициативе А.Г. Иосифьяна в институте было начато создание одной из первых в стране ЭВМ для инженерных расчетов и УВМ для управления технологическими и информационными процессами в реальном времени. Это сыграло важную роль в истории развития отечественной вычислительной техники.

В начале 60-х правительство назначило А.Г. Иосифьяна научным руководителем направления по созданию электрооборудования атомных подводных лодок. Андраник Гевондович предложил принципиально новый подход к проектированию этого оборудования. Под его руководством в Истринском филиале был построен уникальный стенд для испытаний комплекса электрооборудования АПЛ. А.Г. Иосифьян лично участвовал в пусконаладочных работах и испытаниях АПЛ, находясь вместе с другими научными руководителями-академиками на специальном корабле.

Главным в деятельности академика Иосифьяна и, конечно, всего возглавляемого им института было участие в создании ракетно-космической техники страны. Еще в конце 40-х годов А.Г. Иосифьян был назначен правительством Главным конструктором электрооборудования баллистических ракет и космических аппаратов.

Под его руководством были разработаны оригинальные электромеханические устройства для ракет, спутников и космических кораблей: электромашинные с прецизионными регуляторами частоты и полупроводниковые источники питания, бесщеточные двигатели постоянного тока для терморегулирования, электроприводы солнечных батарей, двигатели-маховики на магнитном подвесе ротора и другие. Главный конструктор А.Г. Иосифьян неоднократно вместе с главными конструкторами ракет Сергем Королевым и Михаилом Янгелем и главными конструкторами отдельных систем работал на полигоне во время наладочных, пусковых и государственных испытаний баллистических ракет.

Иосифьян как никто другой понимал возможности электромеханики, поэтому именно у него в конце 50-х возникла идея построить и запустить собственные спутники Земли. Андраник Гевондович загорелся этой идеей. А ему уже было 55. Он понимал, что политехничность рожденного им института облегчает выполнение комплексной работы, так как уменьшается число смежников и потери времени на взаимодействие с ними. При поддержке Сергея Королева Андраник Гевондович получил разрешение создать свой небольшой спутник для испытания электрооборудования в космосе. Для этой работы он открыл новый, молодежный отдел. Иосифьян всегда умел зажечь своим энтузиазмом молодых. Он смело выдвигал их на ответственные позиции. Многие в институте сомневались в успехе этого дела, иронически называли отдел детской технической станцией. Однако под руководством А.Г. Иосифьяна и при его непосредственном участии был разработан, изготовлен и запущен спутник «Омега».

Принципиальное значение этого спутника в том, что в нем впервые была реализована блестящая идея А.Г. Иосифьяна — трехосной электромеханической ориентации с питанием от солнечных батарей. Благодаря успеху этого проекта на ВНИИЭМ было возложено создание метеорологических спутников. А.Г. Иосифьян стал главным конструктором спутника «Метеор». Он непосредственно руководил всем комплексом работ по проектированию, изготовлению и приборному оснащению серии этих спутников, снабженных сложной научной и информационной аппаратурой для сбора и передачи оперативной метеорологической информации и проведения исследований природных ресурсов Земли. В течение 20 лет различные модификации этих спутников успешно работали на околоземных орбитах.

В 1960 году Андраник Иосифьян подбирает и готовит кадры, без которых не обходится ни один советский космический проект. Еще на заре появления спутников «Метеор» член-корреспондент АН СССР Николай Шереметьевский как о гарантии конечного успеха пишет: «Трое выдающихся ученых — С. Королев, М. Келдыш и М. Янгель к реализации идеи о спутниках службы погоды привлекли ряд организаций, целые коллективы, которые возглавлял А. Иосифьян».

С момента начала работ по созданию ракет-носителей и освоению космоса Андраник Иосифьян и руководимый им институт привлекаются к разработке электротехнического оборудования ракет. Первой была знаменитая ракета Р-7 конструктора Сергея Королева, с помощью которой сначала был выведен на орбиту первый спутник, а затем и первый космический корабль «Восток». Как говорил сам Иосифьян, «за Гагарина» он получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда ǁ web.archive.org

Андраник Иосифьян был одновременно исследователем, автором теоретических работ в области электромагнетизма и талантливым инженером, на счету которого более 30 изобретений, главным образом в области автоматического управления. Все это в совокупности сыграло большую роль в развитии космонавтики, атомной энергетики, ракетной техники и в целом отечественного электромашиностроения. Кроме того, А.Г. Иосифьян — яркий представитель плеяды блистательных организаторов науки, техники и производства, видевших смысл своей деятельности в воплощении передовых научных идей в перспективные образцы машин, аппаратов и технологий. Великий практик, он был не менее выдающимся теоретиком, подвергающим любое явление скрупулезному анализу. Развивая уравнение Максвелла, ученый нашел способ его применения в актуальной электронике. Известная сегодня «формула Максвелла-Иосифьяна» родилась в процессе тех же теоретических рассуждений, результатом которых когда-то и стал эскиз первого электровертолета.

В конце 1973 года лауреат Ленинской и дважды Государственной премий академик Иосифьян покинул пост директора ВНИИЭМ, оставшись научным руководителем института. Последние годы жизни Андраник Гевондович по-прежнему в своем знаменитом кабинете занимался тем, чему в прошлые годы отдавал почти все свое свободное время, — попытке найти подходы к общей теории поля.

Андраник Иосифьян умер в возрасте 87 лет, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

В 1996 году НПП ВНИИЭМ (Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы») было присвоено имя его основателя А.Г. Иосифьяна. В 2005-м на главном корпусе Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики в городе Истра была установлена мемориальная доска в его честь

Источник: Человек Вселенной ǁ 70 лет ФГУП «НПП ВНИИЭМ»

Андраник Иосифьян — «главный электрик всех ракет»