Армянский доспех: что защищало древних воинов. Пектораль, или «панцирный ворот»
Армянские воины славились в Древнем мире: ранее мы уже рассказывали о легендарной коннице – айрудзи – и ее искусной тактике ведения боя. Катафрактарии были облачены в мощные и невероятно тяжелые доспехи, но какое же защитное снаряжение было у других древнеармянских воинов? В этом вопросе решила разобраться редакция Армянского музея Москвы и рассказать о пекторали – одной из деталей амуниции.
Появление защитного снаряжения, приведшего к возникновению и оформлению доспеха у племен Армянского нагорья, произошло в глубокой древности, однако, самые ранние материалы относятся лишь к III тысячелетию до нашей эры, эпохе ранней бронзы. Высокий подъем в культурно-историческом развитии племен Армянского нагорья был вызван широким развитием металлургического производства. Именно в эту эпоху Армянское нагорье и Закавказье становятся одним из крупнейших очагов металлопроизводства.
До наших дней из предметов защитного снаряжения – доспеха – сохранились лишь их металлические части – остатки панцирных рубах и умбоны щитов. Однако древний облик воинов, их вооружение хорошо известны по памятникам древнего искусства. На многочисленных бронзовых поясах конца эпохи поздней бронзы и железного века сохранились изображения воинов в шлемах, поясах и налобных пластинах, с щитами в руках, иногда одетых в панцирные рубахи. Кроме того, известно множество бронзовых фигурок вооруженных воинов. Все эти изделия позволяют не только восстановить облик древнего воина, но и классифицировать и проследить этапы развития доспехов.
Доспех воинов древней Армении состоял из щита, панциря, пояса, пекторали, шлема и налобной пластины. Основная масса использовала кожаный доспех, а более состоятельные воины и племенная знать к указанным изделиям пришивали различные металлические диски, бляхи, пуговицы или различной формы чешуйчатые панцири. Последние в отдельных случаях не нашивались на мягкую основу, а посредством сложного крепления составляли самостоятельный панцирь, надеваемый поверх матерчатого кафтана. Нашитые на части доспеха металлические части являлись не только украшением, но и придавали снаряжению значительную крепость. Часть предметов доспеха, в частности, пояса, шлемы и щиты, украшенные гравированными и чеканными изображениями хищников, фантастических животных и ритуальных сцен, кроме защитного назначения имели также и ритуальное, вызывая мистический страх у противника и оберегая их хозяев от злых сил.
Пекторали
Кожаные панцири, зачастую укрепленные различными металлическими и деревянными дисками, бляхами и пуговицами имели также другие составные части. Речь идет о сплошных металлических пластинах-пекторалях, расположенных в верхней нагрудной части доспеха, хорошо известных в Передней Азии и в различных памятниках Армении и Закавказья. Хотя в самой Армении доурартского периода пекторалей не найдено, их изображения сохранились на некоторых бронзовых поясах, в частности, на поясе из знаменитого Ходжалинского кургана, датируемом XI-IX веками до нашей эры.
Так, на одном из фрагментов этого пояса изображен поверженный навзничь человек и нападающее на него животное, по-видимому, грифон. Упавший человек в правой руке держит длинный изогнутый меч, которым старается поразить зверя. Рисунок дает возможность восстановить облик и детали воинского облачения: голову его покрывает шлем с гребнем, шею и грудь защищает так называемый «панцирный ворот» – пектораль, состоящий из бронзовых полос, нашивавшихся, очевидно, на кожаную или тканевую основу. Нижнюю часть груди и живот закрывает широкий, по-видимому, металлический пояс, наподобие того, на котором он изображен.
Бронзовые пекторали были найдены в центральных районах Урарту. Одна из них, хранящаяся в Мюхенском музее, имеет высоту 8,1 см и расстояние между верхними краями 10,5 см. Она представляет пластину в виде полулуния со «срезанными» прямыми концами, на которых и в центре нижней стороны проделаны по два сквозных отверстия для пришивания к кожаной основе. По краям и в центре для прочности пекторали проведены выпуклые линии, нанесенные с внутренней стороны.
Вторая пектораль имеет такую же форму, но концы полулуния узкие и свернуты петлями для стягивания на шее. Различна также внешняя орнаментика. Она украшена трехрядным орнаментом розеток и фасным изображением человека в центре, с четко отмеченными круглыми глазами, соединенными бровями и прямым носом. Высота 17 см, расстояние между концами 18,2 см.
Металлические панцирные вороты подковообразной формы известны из ряда других памятников Закавказья и Северного Кавказа VIII-VI веков до нашей эры. Так, массивная орнаментированная бронзовая пластина, украшенная концентрическими кругами и изображениями фигур извивающихся змей, происходит из Эшеры (Абхазия) и клада в Бештау (Пятигорск). Эшерская пластина могла быть частью «бронзового культового облачения». Однако, вероятнее всего, они имели не специально культовое назначение, а были украшением или укреплением одежды мужчины-воина, может быть, кожаного панциря. Аналогичная бронзовая орнаментированная пластина происходит также из Луристана, датированная VIII-VII веками до нашей эры.
Источник: Есаян С. Доспех Древней Армении, 1986.
Обложка: серебряная пектораль эпохи Урарту, VII в. до н.э. Фото: bonhams.com