Армянский доспех: что защищало древних воинов. Пояс
Боевые пояса являлись важным элементом доспеха древнеармянского воина. Пояс защищал живот от ударов противника, а также имел особое магическое значение. Для исследователей эта деталь защитного снаряжения имеет отдельную ценность: до наших дней дошли лишь отдельные металлические части доспеха, однако благодаря поясам, на которых изображались воины той эпохи, мы имеем представление об их облике — оружии и доспехе.
Пояса впервые возникают еще в бронзовом веке и используются до VII-VI веков до нашей эры. Делали их из кожи и бронзы. Бронзовые пояса, помимо их защитной функции, являются прекрасным памятником древнего искусства, так как на их значительной части выгравированы целые композиционные сцены и отдельные изображения, связанные с культовой символикой, отражавшей духовные представления аборигенов этого региона. Их максимальная длина доходила до 1,3 м, а изготавливались пояса из листовой бронзы толщиной в 1-1,5 мм.
Бронзовые пояса нашивались на кожаную или войлочную основу, что делало их удобными при ношении и, кроме того, служило дополнительной защитой, смягчая удар от оружия противника. Остатки кожи на поясах найдены в Армении у селения Кармир-Берд и крепости Астхи Блур. Анализ кожи, сохранившейся на орнаментированном астхиблурском поясе показал, что это телячья шкура, обработанная солеванием. Присутствие железа свидетельствует о том, что позднее она подвергалась железному дублению, а возможно, еще и растительному.
Ученый Жак де Морган выделял два способа закрепления поясов: посредством ремешков и специальной пряжки с крючком, вдеваемым в одно из горизонтально расположенных отверстий на другом конце пояса. Однако есть и третий способ, четко видный на поясе, найденном в селе Шикахох. Это узкий, совершенно гладкий пояс, в отличие от всех известных закавказских поясов, имеющий резко суженные концы, один из которых образует выступающую петлю, а второй — загнутый наружу крючок, вдеваемый в указанную петлю.
Вопросами датировки и классификации бронзовых поясов Закавказья занимались многие исследователи. Жак де Морган, один из первых обратившийся к бронзовым поясам Закавказья, делил их на три основных типа: 1) гладкие пояса, не имеющие украшений, которые он считал наиболее древними; 2) пояса, украшенные различным геометрическим орнаментом и 3) широкие пояса, сплошь заполненные геометрическим орнаментом, сценами охоты, изображениями животных, относимые им к раннему железному веку. Жак де Морган считал, что эти пояса являлись не только культовыми предметами, но и защитным снаряжением, прикрывавшим живот воина, были продолжением панциря.
Большой вклад в изучение закавказских и урартских бронзовых поясов внесли работы Бориса Пиотровского, который полагал, что пояса, изготовленные из тонкой бронзовой пластины, нашитой на кожаную или войлочную основу, были на Древнем Востоке обязательной принадлежностью снаряжений воинов-лучников и заменяли им щит. Помимо своей основной защитной функции пояс выполнял и другую — культовую. По словам ученого, «опоясывание», заключение себя в круг, было магическим средством защиты от злых сил, что хорошо иллюстрируется этнографическими примерами. Исследователь отмечает также, что обряды сохраняют в себе связь с астральными представлениями.
Арутюн Мартиросян считал, что бронзовые пояса, встречающиеся в могильниках Закавказья, относятся безусловно к военному снаряжению, но военно-защитная их значимость сходит совершенно на второй план и основная роль поясов — культовая. По мнению исследователя, пояса, отражая религиозно-культовые представления близких по культуре племен, хорошо иллюстрируют связи между этими племенами, иногда на чрезвычайно больших пространствах.
Историк Степан Есаян пришел к выводу, что значительная часть орнаментированных поясов (Лчашен, Степанаван, Карабах и другие) имеют ритуальное значение. Однако все они в основном играли роль защитного снаряжения, прикрывавшего живот воина. Пояса служили продолжением панциря или самостоятельным защитным снаряжением, а не заменяли щит лучникам, как считали некоторые другие исследователи. Так, атрибутами многих бронзовых статуэток воинов начала I тысячелетия до нашей эры являются копье, кинжал, щит и пояс. Урартские воины царя Арама (IX в. до н.э.) на Балаватских воротах изображены в шлемах с гребнем, небольшими круглыми щитами и поясами.
По своему типу бронзовые пояса Армении делятся на два типа: широкие и узкие. Широкие бронзовые пояса (ширина 10 и более см, длина 80-130 см), как правило, орнаментированы. Изредка встречается геометрический орнамент в виде точечных линий и многорядных спиралей. На остальных широких поясах изображены, главным образом, батальные и культовые сцены, сцены охоты, а также символы плодородия и космические сцены, в которых действующими лицами являются пешие и конные воины, колесничные, женские фигуры, различные животные, птицы и фантастические существа. Эти изображения, имея магическое значение, должны были способствовать успеху во время сражений, удаче в охоте. Фантастические существа, изображенные на поясах, должны были также вызывать суеверный страх у противника и в то же время — защищать их владельцев от злых сил.
Узкие пояса (шириной 4-10 см), как правило, были гладкими, лишенными какой-либо орнаментации. Иногда на них встречается простой геометрический орнамент в виде коротких штрихов, перекрещивающихся линий и точек. Лишь на одном урартском поясе из Зода имеются изображения фантастических антропоморфных существ, фигур львов и коней, а на двух других поясах из Ахвесадзора и Бджни — изображения львов.
Длина таких поясов — 50-70 см, но чаще 65-68 см. Это свидетельствует о том, что их не могли носить взрослые воины: такая окружность талии более характерна подросткам 12-15 лет. По-видимому, в боевых действиях принимали участие и дети вождей. Дети простых воинов не могли носить такие дорогие пояса. Кроме того, узких поясов было найдено в несколько раз больше — это говорит о том, что молодые воины погибали гораздо чаще опытных.
Источник: Есаян С. Доспех Древней Армении, 1986.
Обложка: фрагмент бронзового ремня эпохи Урарту, VII в. до н.э. Из коллекции Британского музея. Фото: worldhistory.org