Редакция

Амкарство: история цеховых организаций в Армении

Редакция
Амкарство: история цеховых организаций в Армении

В силу целого ряда исторических условий ремесленное производство издревле достигло в Армении большого развития. Этому способствовала богатая сырьевая база Армянского нагорья (руда благородных и цветных металлов, железо, красящие вещества, а также продукты скотоводства и сельскохозяйственные культуры), с одной стороны, и расположение нагорья на перекрестке торговых путей, с другой.

Эдгар Шаин. «Кузнец», 1933. Национальная галерея Армении

Эдгар Шаин. «Кузнец», 1933. Национальная галерея Армении

Возникновение и формирование цеховых организаций амкарств (hamk'ar — перс. собрат, товарищ; во множественном числе — товарищество по ремеслу) связано с развитием ремесленного производства и торговли в городах в период феодализма. Цеховые организации в Армении, как и в целом в Закавказье, насчитывают многовековую историю и известны уже в начале X века. Существование их в средневековый период подтверждает сохранившийся «Устав братства» города Ерзнка (Западная Армения) XII века.

С приобретением товарного направления ремесленного производства и выходом его на обширный рынок расширялась и деятельность ремесленников. В раннефеодальную эпоху товарооборот был ограничен узкими рамками рынка, которые не давали ему возможности играть решающую роль в экономической жизни страны, поскольку основная часть ремесленной продукции шла на удовлетворение внутреннего спроса. Хотя ремесленники пользовались правом свободной продажи своей продукции и в условиях феодальных отношений добились известной независимости, они подчинялись феодалам, облагались налогами со стороны государства.

Лавка ремесленника. Мараш (Киликия), 1903 год. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Лавка ремесленника. Мараш (Киликия), 1903 год. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Развитие товарного производства намечается в особенности в эпоху роста экономической роли больших городов, когда расширяется и ремесленное производство. В каждом крупном городе имелись караван-сараи, рынки со своими торгово-ремесленными рядами, бани и т. д. Основную массу городского населения составляли ремесленники, торговцы, поденщики, занятые на обработке пригородных участков-садов, виноградников и огородов. Возникновение ремесленнических рядов и кварталов было одним из важнейших факторов формирования и развития городов. Такие кварталы имелись почти во всех городах не только средневековой Армении (Ани, Двин), но и в XIX веке в городских центрах развитого ремесленного производства Восточной и Западной Армении — Карине, Ване, Карсе, Ахалцихе, Ахалкалаке, Александрополе. Отдельные кварталы и улицы этих городов нередко имели названия конкретных ремесел. Амкарства представляли собой корпоративную организацию, которая объединяла ремесленников и осуществляла защиту их интересов.

Среди ремесленников наибольший спрос имели камнетесы, каменщики, столяры, кузнецы, медники, мыловары, оружейники, ювелиры, лудильщики, сапожники, скорняки, ножовщики, маляры, шорники, слесари, портные, валяльщики, подковщики, стекольщики, часовщики, колесники.

В Армении цеховые организации достигли своего наивысшего развития в XVII веке. В XVIII – начале XIX века существовало несколько десятков ремесел. Только в районе Еревана в начале XIX века было 70 видов ремесел и профессий, а число вовлеченных в них ремесленников достигало 2349, в Александрополе же во второй половине XIX века было 105 видов ремесел и профессий, 36 амкарств, а число ремесленников достигало 3 тысяч человек.

Деятельность цеховых организаций была четко регламентирована. Высшим органом было общее собрание, на котором решались важнейшие вопросы, избиралось руководство в лице главного мастера (glxavor varpet), его помощников, казначея. Одной из важнейших функций общего собрания было посвящение учеников в подмастерья и мастера.

Главы цеховых амкарств входили в «Совет старейшин армянских городов», институт которых существовал и в Армении, и в Грузии в XI–XII веках и играл большую рать в деле управления, поддержания порядка и защиты городов.

Мастер-медник со своими изделиями. Лори, начало XX века. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Мастер-медник со своими изделиями. Лори, начало XX века. Фото из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Главный мастер надзирал за деятельностью цеховых мастеров, следил за производством и качеством изделий, разрешал внутрицеховые вопросы, наряду с организацией собственного производства, выполнял также некоторые административные функции. Цеха в своем составе включали не только мастеров, но и учеников и подмастерьев. Членами цехов считались и семьи мастеров вместе с женами и детьми, однако основным ядром цехов являлись мастера.

В цеховых организациях традиционно большое внимание уделялось принятию нового члена, порядку прохождения обучения, присвоению званий и т. д. Сроки обучения были различными в зависимости от сложности конкретного ремесла. Обычно мастерство передавалось по наследству из поколения в поколение. Поэтому мастера прежде всего обучали ремеслу своих сыновей, внуков, ближайших родственников и лишь затем сторонних лиц. При принятии ученика обычно заключался устный договор в присутствии главного мастера и одного-двух других мастеров. В подтверждение договора пожимали друг другу руки и сыпали из руки горсть земли.

При приеме в ученики и посвящении в мастера существовал определенный возрастной ценз. Возраст ученика зависел от трудности усвоения данного ремесла. Тем не менее лиц младше 13 лет обычно в ученики не принимали. Для мастера же, по народным представлениям, характерны были усы и борода.

В ремесленных цехах для учеников устанавливался испытательный период — 1,5–10 месяцев. Ученик воспитывался как член семьи, и нередко мастер становился его кавором (т. е. посаженным отцом на свадьбе), а затем и крестным отцом его детей, что передавалось из поколения в поколение. Во время испытательного периода большое внимание уделялось проверке способностей, сноровке и смышлености ученика. Учеников воспитывали в основном в духе религиозной этики. Воспитание в целом было строгим, вплоть до телесных наказаний. Мастера с большей готовностью передавали тонкости своего ремесла способным ученикам.

При посвящении ученика в подмастерье, что обставлялось довольно торжественно, существовали определенные традиции и обычаи. Ученик всегда представлялся на посвящение по рекомендации мастера. Очень часто «помазывали» в подмастерье тогда, когда он отслужил мастеру уже 4–5 лет. Если подмастерье оправдывал доверие мастера, он получал право работать самостоятельно как член данного амкарства. Мастер мог предоставить ему помещение и инструменты.

Членов амкарства связывали не только производственные интересы. Каждое из них представляло собой своеобразное «братство», которое объединяло их также вне производственной сферы, в частности в общественной и семейной жизни: совместном участии в праздниках, жертвоприношениях, жизненно важных семейных событиях (женитьба, рождение детей, смерть одного из них или члена семьи). Оказание помощи и поддержки во всех радостных и печальных случаях члену своего амкарства входило в кодекс неписаных правил всех ремесленнических организаций армян. Соблюдение и защита чести своего амкарства для каждого было непреложным правилом.

Сурен Сафарян. Портрет кузнеца Г. Саргсяна, 1953. Национальная галерея Армении

Сурен Сафарян. Портрет кузнеца Г. Саргсяна, 1953. Национальная галерея Армении

Амкарства играли важную роль в экономической жизни Армении вплоть до конца XIX – начала XX века, когда начали расширяться и углубляться капиталистические отношения. Не выдерживая фабричной конкуренции в условиях развивающегося капиталистического производства, различные виды кустарных ремесел — кузнечное, медное, производство седельщиков и прочее — постепенно утрачивали свое былое экономическое значение в традиционном хозяйственном быту. Все это нарушало также целостную структуру амкарств: их состав, внутренний распорядок и прочее.

Дальнейший прогресс экономики предполагал замещение ручной работы механизацией, объединение малых ремесел в артельную систему. Эти процессы нашли свое отражение в период Первой Республики Армения (1918–1920). В центрах развитого ремесленного производства, как, например, в Александрополе с его многочисленными цеховыми организациями, лишь некоторые из них сохранялись вплоть до 1920-х годов.

После установления советской власти в Армении были организованы ремесленные артели, которые впоследствии стали основой промышленных предприятий. Однако все еще оставались отдельные традиционные мастерские и службы, выполняющие частную работу. Так, в Александрополе около 200 частных извозчиков фаэтонов просуществовали до середины 1920-х годов. Государственные структуры содействовали новообразованным кооперациям в приобретении сырья, организации производства, реализации продукции и в других вопросах. Вновь созданные организации (касса взаимопомощи, кредитная ассоциация и подобное) предоставляли ремесленникам кредиты для организации своего дела.

В годы Второй мировой войны и послевоенный период ремесла пережили определенное оживление. Это, в частности, касалось ремонтных предприятий, транспорта и ряда других отраслей, что было связано с их востребованностью в годы восстановления разрушенного войной хозяйства.

В 1990-е годы в период блокады и энергетического кризиса в республике возродился целый ряд традиционных ремесел. Особенно большим спросом пользовались жестянщики, поскольку для отопления и приготовления пищи население было вынуждено использовать печки.

В наши дни все еще продолжают сохраняться некоторые традиционные ремесла, несущие характерные признаки амкарств. Это прежде всего те виды ремесел, в которых наиболее четко выражена основа народного декоративно-прикладного искусства: обработка дерева, камня, кузнечное дело, гончарство, ковроделие, рукоделие.

В центрах традиционного ремесленного производства, в частности, в Ереване и Гюмри, еще сохранились отдельные участки ремесленнических ларьков и магазинов, а также названия некоторых ремесленнических кварталов.

Источник: Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

Амкарство: история цеховых организаций в Армении