Александрополь-Гюмри — несостоявшийся город «вернакулярного ар-нуво»
Архитектор, урбанист Андрей Владимирович Иванов давно занимается изучением аутентичной архитектуры Гюмри и старинных кварталов других городов Армении (например, Конд в Ереване). В апреле читательской аудитории была презентована книга Иванова «Вернакуляр черного туфа», опубликованная при поддержке благотворительного фонда GYUMRI 20/25. Армянский музей Москвы публикует статью Андрея Владимировича, созданную на основе доклада, зачитанного архитектором 17 мая на конференции «Вопросы всеобщей истории архитектуры». Статья посвящена архитектуре александропольского ар-нуво.
Об Андрее Иванове
Андрей Иванов — архитектор, урбанист, исследователь. Профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ). Магистр городского менеджмента и развития (Институт городского развития и жилищных стратегий, Роттердам, Голландия, 2005). Имеет большой опыт работы c градостроительным наследием исторических городов России и стран СНГ, а также участия в международных урбанистических проектах по сохранению наследия. Кроме «Вернакуляра черного туфа» написал: «Иереван. Этюды о духе места», «Две Гоголя. Срединные улицы позднеимперского города. Одесса/Баку». Является автором более 200 статей в научных сборниках и профессиональной периодике.
В последние годы сфера исследования Иванова сосредоточена на архитектуре Армении.
Об ар-нуво в Гюмри
В начале ХХ века ар-нуво становится популярным в Тифлисе. С запозданием постройки с элементами этого стиля появляются в Александрополе, обходившемся тогда чисто вернакулярными практиками (работа специально обученных мастеров без участия архитекторов). Известны два здания, которые можно отнести к ар-нуво – на улице Абовяна, 182 и в том же квартале на улице Горганяна, 83.
По мнению архитектора, дом братьев Гегамянов, столь четко выдержан в рамках стиля, что сложно допустить возможность его создания «без проекта». Но об авторе здания сведений нет, кроме как легенды о встрече братьев в Тифлисе в начале 1910-х гг. с неким «итальянским зодчим», заказе ему проекта и реализации его местными мастерами.
Второй дом стилистически повторяет первый. Сходство и качество исполнения деталей при их нюансных отличиях от дома-прототипа позволяло считать, что дом был создан чуть позднее первого теми же мастерами. Однако выяснилось, что он построен в 1979–80 гг. по заказу горожанина Э. Арабаджяна каменщиком Варпетом Зурабом как осознанная реплика дома Гегамянов. Это яркая стилизация ар-нуво в александропольских традициях, проявление обратных связей в системе живого вернакуляра: прототип — новая постройка — реакция социума — импровизация мастера и следующий дом, часто лучше прежнего.
Новые находки дополняют картину возможного развития ансамбля Александрополя. В апреле 2021 года, в сети Facebook опубликован «Проект капитального ремонта здания, принадлежащего церкви Пресвятой Богородицы», подписанный 21 марта 1914 г. «Городским Архитектором Инженером Капитаном Г. Мартыновым». Торцевой фасад, выходящий на улицу Артака Смбатяна, оформлялся изысканным декором в стиле ар-нуво, явно апеллирующим к фасаду дома Гегамянов. Проект не реализован.
Мировая война прервала развитие города, ставшего Ленинаканом, затем Гюмри. Ар-нуво был на пороге широкого распространения, но не успел закрепиться в местных практиках. Можно лишь предполагать, какие архитектурные результаты были бы здесь достигнуты, пойди история Армении ХХ века другим путем.
Архитектор Андрей Иванов
Источник: archi.ru
Фото обложки © Андрей Иванов