«Как молоды мы были». В память об «отце русского рока» Александре Градском
В это воскресенье мир искусства лишился Александра Градского – величайшего композитора, исполнителя бессмертных «Как молоды мы были» и «Замыкая круг», одного из пионеров русского рока. Вряд ли разыщется человек, который бы не был знаком с работами музыканта: его вклад в отечественную культуру огромен. Нашелся в творчестве наставника «Голоса» и армянский след. Подробнее – в нашем материале.
Музыкальную карьеру Александр Градский начал еще в юношеском возрасте, а в 16 лет он основал коллектив «Славяне» – третью в истории советскую рок-группу. Неспроста впоследствии композитора будут называть «отцом русского рока»: певец вдохновлялся Элвисом Пресли и The Beatles, играл в «Лос Панчос» и «Скифах», участвовал в организации фестиваля «Рок-панорама», а также написал три рок-оперы.
Но это будет позже. До «Славян» свой путь на эстраду Градский начал с выступления в группе польских студентов МГУ «Тараканы». Музыканты исполняли хиты Элвиса Пресли и твист Арно Бабаджаняна «Лучший город земли». Разумеется, этим произведением армянского композитора репертуар Градского не ограничился. Впоследствии он также выступал с «Ноктюрном», музыку для которого также написал Бабаджанян.
1976-й – год рождения «Как молоды мы были». Эта композиция принесла Градскому по-настоящему широкую славу. Изначально песня предназначалась для женского вокала, однако после встречи с молодым музыкантом композитор Александра Пахмутова переписала некоторые части партитуры.
«В то время я все-таки придумывал себя как человека пожившего, по тексту песни это так и есть: "Может я это, только моложе…" И мне надо было сыграть ту игру. Голос голосом, но нужно было еще психологически в эту игру сыграть. И это было гораздо менее естественно, чем то, что происходит сейчас», – позже вспоминал Александр Градский.
За границу, уже невероятно популярный в СССР, музыкант впервые отправился в 1988 году. В совместных проектах в США, Испании, Греции и других странах Александр Градский выступал с Шарлем Азнавуром, Лайзой Минелли и Grateful Dead. Всемирно известные музыканты принимали его за своего, композитор с удовольствием вспоминал, как мгновенно сошелся со Стингом, опознав в его музыке отсылки к «Весне священной» Стравинского.
В последние годы Александр Градский давал интервью неохотно, зато на протяжении нескольких сезонов зрители могли наслаждаться им в проекте «Голос», где композитор был одним из наставников. В 2017 году он ушел из шоу, но вернулся в этом году – к выходу юбилейного сезона. Две недели назад Градский восхитился выступлением Самвела Азатяна на «слепых прослушиваниях» и обрадовался тому, что молодой исполнитель оказался у него в команде. «Наконец-то армянин появился», – сказал наставник.
«Я – музыкант, это несчастье. Через музыку я понимаю любовь, а через любовь я музыку не смог бы понимать и делать, – говорил Александр Градский. – Если ты – профессиональный музыкант и говорят, что ты из себя хоть что-нибудь представляешь, то у тебя есть как в фильме "Братья Блюз", "Mission from the god", то есть Господне предназначение, ты должен выполнять Господню миссию, как ты думаешь. Я могу ошибаться, но, вот, я так это вижу. И поэтому тебе многого нельзя. Тебе нельзя говорить то, что ты иногда, может быть, хочешь сказать. Тебе нельзя делать то, что ты иногда хочешь сделать. Тебе нужно вести себя так, а не эдак. И если даже тебе хочется расслабиться, ты не можешь расслабиться никогда». Но также он добавлял: «Я бы от этого несчастья никогда не отказался».
Так и случилось. Александр Градский работал до самого последнего дня, несмотря на плохое самочувствие. 26 ноября его госпитализировали с подозрением на инсульт. А ночью 28 ноября композитор скончался от инфаркта головного мозга. Ему было 72 года.
Редакция Армянского музея Москвы выражает соболезнования близким Александра Борисовича
Подготовлено по материалам: armeniasputnik.am, kp.ru, pozneronline.ru, wikipedia.org, iz.ru
Фото обложки © РИА Новости / Галина Кмит