Травма Геноцида и целительная созерцательность в живописи Акопа Акопяна
Акопа Акопяна великий Мартирос Сарьян называл «художником, глубоко переживающим, чувствующим время, в котором он живет и поклоняется любви». Самобытные пейзажи казались армянскому мастеру опустелыми, но при этом «дышали богатой душой». «Такое сращение с природой означает дарить предельную искренность», — говорил Сарьян, восхищаясь живописью Акопяна. Кем был этот, родившийся в армянском квартале Египта, художник? Об этом статья искусствоведа Рипсиме Варданян. Автор лично знала художника и состояла с ним в творческом общении.
Репатриант Акоп Акопян
(1923–2013)
Акоп Тигранович Акопян волею судьбы вначале жил вдали от Родины, однако всегда лелеял мечту переехать в Армению и питать свои картины соком Матери-Земли. Акопян родился в Египте в 1923 году, и только в 1962 году его семья переехала на родину. Мне посчастливилось с ним подолгу общаться, и в одной из наших бесед он отметил: «До сорока лет я прожил на чужбине, но приехав в Армению, без особых трудностей связался с родиной, страной, людьми. Я никогда не думал о возвращении в Египет. До приезда на родину я пребывал в унынии, постоянно жил мечтой об Армении. Моя родина существовала до меня и должна существовать после меня. Чем больше ты интересуешься своей родиной, тем больше связываешься с ней. Родина — святое место».
Бегство в Египет
Акопян происходит из армянской семьи, спасшейся в Египте от Геноцида. Когда Акопу исполнилось семь лет, умер его отец, а мать оказалась в затруднительном финансовом положении и вынуждена была отправить сына на Кипр — учиться в начальной армянской школе Мелконяна. Именно в этом учебном заведении юноша приобретает навыки рисунка, посещая с большим интересом уроки живописи. Осмелюсь предположить, выбору предназначения художника способствовало то обстоятельство, что отец был фотографом. После школы молодой художник отправляется учиться в Париж, где за два года оканчивает Академию Гранд-Шомьер (в 1954 году). По словам Акопяна, основной целью поездки в Париж был отъезд оттуда на родину, что оказалось, по ряду причин, неосуществимо для него. Уже дипломированным художником он возвращается в Египет к своим родным и продолжает работать — участвует в выставках, многие из его работ даже отбирают для музеев.
Парижский период
В жизни художника важен его ранний период, который можно считать базой творчества в последующие годы. В работах парижского и египетского периодов очевидно воздействие современного французского искусства. В этой атмосфере еще больше подтверждается стремление живописца не просто изобразить, а раскрыть образ обычного человека. По словам Акопа Тиграновича Акопяна, ему был наиболее близок образ «обычного или маленького человека», и он невольно связывал произведения с судьбой и душевным состоянием своего народа — армян, переживших Геноцид. Его герои — люди, согнувшиеся под бременем повседневных забот, замкнувшиеся в своих размышлениях («Портной», «Горе», «Женщина на кухне» и др.). Неизменный эмоциональный спутник акопяновских героев — грусть и печаль. Как-то художник заметил: «В молодости мне нравилось изображать бедных, слабых, немощных, худых, больных на вид людей. Видимо, они соответствовали моему состоянию, поскольку, может, я тоже был таким». В этих манифестациях одиночества художник видит также отголоски своего детства, когда после смерти отца, разлучившись с семьей, он, по его рассказам, тайно плакал целый год.
Мизерабельное искусство и место человека перед Всевышним
Зародившийся во Франции мизерабилизм подчеркивал трагедию и покинутость личности через живопись. Как и герои картин и графики последователей этого жанра, герой у Акопяна — это, в основном, одинокий, впавший в отчаяние, изолировавшийся от мира, обращенный внутрь своего «я» человек. Стиль работы Акопяна в живописи — графический. Сдержанными средствами выражения Акоп Акопян достигает убедительной реализации сложного психологического состояния подавленного, бессильного перед судьбой, отказавшегося от борьбы человека. А кто такой в искусстве обычный или маленький человек? «Маленький человек» — это тип художественного героя, который появился в литературных произведениях русских писателей-реалистов в начале XIX века. Можно провести аналогии и с религией. В действительности же, библейский герой мал перед Богом, а не перед земной властью. Достаточно вспомнить еванегльские слова Спасителя: «…кто из вас меньше всех, тот будет велик…» (Евангелие от Луки, 9, 48).
«Акопяновский взгляд»
В 1962 году Акопян репатриировал в Армению. Здесь он сначала представил аудитории творчество раннего периода. В дальнейшем художник обогатил армянское изобразительное искусство, привнеся в него новый эстетический подход. Мастер удостоился теплого приема на родине, где была организована его первая персональная выставка. Здесь творчество Акопяна получает новые импульсы — на смену унылым персонажам предшествующего периода приходят пейзажи. Восприятие родной природы глазами художника получает новаторскую трактовку, отличную от яркой и солнечной интерпретации талантливого сына армянского народа, наиболее известного армянского художника Мартироса Сарьяна. С легкой руки исследователей в армянском искусствознании «внедряется» и новое выражение — «акопяновский взгляд». Для художника Армения прекрасна во всех проявлениях. Палитра акопяновской Армении — землистая, серая, желтоватая, черная и белая.
Созерцание природы
Примечательно, что до приезда в Армению его героем был человек, а на родине — природа. Изменилась цветовая гамма, а настроение произведений стало намного ярче. «Впервые родина, этот маленький кусочек земли, где тысячелетиями живет мой народ, стал для меня осязаемой реальностью. Я был наедине с родной природой, хотел познать, увидеть, писать Армению, слиться с ней. Вот почему увлекся, в основном, пейзажами. Теперь я знаю, что родина является неиссякаемым источником вдохновения для всех армянских художников. На родной земле твой внутренний мир сливается с корнями, и оттуда рождается произведение», — говорил Акоп Тигранович. В горной Армении художник всюду видит пепельно-серебристые, сотканные мягкими оттенками, крутые, устремленные ввысь живые линии. Если центром работ «парижского» Акопяна периода был сам человек, то в армянском пейзаже у Акопяна человек, за очень редкими исключениями, отсутствует. Город необитаем, нелюдим. В чем причина? Быть может, Акопян идет к началу начал, к первозданной природе?
Но есть и нечто общее, что роднит раннего Акопяна с поздним. Это одиночество — человека и пейзажа. Однако, безжизненная природа, изображенная в цельной композиции, в статических графических позах, в действительности у Акопяна живая и одушевленная. Не показывает ли мастер нам через пейзаж внутреннюю природу человека?
Фреска купола семинарии Геворкян
Особое место в творчестве Акопа Тиграновича занимает украшающая купол семинарии Геворкян восьмигранная фреска — Комитас и Мать-природа, созданная к 100-летию гениального композитора. Авторы росписи — талантливые художники советского времени — Акоп Акопян, Генрик Сиравян, Ашот Мелконян и Рафаел Саркисян. Их имена вписаны в страницы записной книжки Комитаса.
На фреске мы видим армянское село. Комитас сидит на придорожном камне, с бумагами в руке. Лицо спокойное, умиротворенное: он занят любимым делом — сочиняет свои бессмертные песни. Величественная композиция представляет не только жизнь Комитаса, но и собирательный образ жизни армянского народа, его преемственность от Матери-Земли. На фреске семинарии мы видим Комитаса в образе светского человека — таким, каким его изобразил Акоп Тигранович. Возможно, Акопян в образе композитора увидел отголосок и своего детства — Комитас в раннем возрасте лишился родителей и художнику слишком понятна была сиротская часть жизни изображаемого им героя. «Я очень рано потерял отца, мне было семь лет, когда он умер, но я уже начал рисовать. К сожалению, мое детство прошло не в Египте. Я вынужден был разлучиться со своей семьей, когда мне было десять лет, меня отправили учиться на Кипр», — вспоминается искренний рассказ Акопяна.
К несчастью, Акоп Тигранович на себе почувствовал все ужасы гонений, ведь он родился сразу после Геноцида в семье непосредственных жертв и свидетелей этой резни. «Что стало с армянами, которые были изгнаны со своих исконных земель? Очень немногие из них сегодня живы… Но живы потомки этих людей, они рассеяны по всему миру, наша армянская диаспора», — воодушевленно говорил художник, в основе творчества которого всегда была заложен дух родного народа, понимание тяжкой доли спасшихся от Геноцида соотечественников и потребность переосмысления этого шокирующего опыта.
Существует история, связанная с созданием образа композитора, согласно которой изначально вардапет Комитас был изображен в духовнической рясе священнослужителя, однако, по распоряжению советского чиновника Антона Кочиняна, художник заменил церковную одежду на светскую, с накинутым на плечо дождевиком. В результате, в армянской монументальной живописи появилось исключительное в своем роде произведение — Комитас в образе светского человека.
Психологический натюрморт
Новый этап в живописи Акопяна знаменуется переходом от пейзажа к натюрморту. Человек окончательно вытесняется из творчества художника. Мастер начинает моделировать, изображая манекены (кстати, его жена была портнихой и эти манекены были установлены в ее мастерской), предметы, верхнюю одежду. Каждую вещь он наделяет характером, очеловечивает её. В некоторых работах обязательно изображает историю любви мужчины и женщины, поскольку, по его же словам, жизнь такова, что «никто не может жить и бороться в одиночестве».
Интересно, что эти натюрморты в основном изображены в мастерской художника — в «незаменимом пространстве», где даже если он не рисует, все равно — находится там, в собственном мире, куда другие не могут вторгнуться. Предметы здесь не мертвые, а живые, они в движении. По словам Акопяна, «соприкасаясь с людьми, предметы изнашиваются, меняются, что-то перенимают от них». Художник говорил, что предметы, которые он изображал раньше, имели определенное сходство с людьми. Он вещам придавал харизматические черты характера личностей, которые чем-то притягивали его.
Работая над натюрмортом, Акоп Тигранович снова рассказывал о горе, немощи, печали… Пальто, брошенное на стул, может напоминать его владельца, выразить то или иное чувство. Подобно тому, как художник «исключал» из пейзажей все человеческое, так и герои его натюрмортов, живя реальной жизнью, исключают присутствие человека, но при этом берут на себя человеческие функции. Должно быть, таким образом Акопян пытался представить человека кристально чистым, без каких-либо пороков. Манекены, перчатки, плоскогубцы и другие предметы становятся участниками богатой действиями постановки, «демонстрируя» различные психологические состояния человека.
В 2011 году в Ереване была открыта уникальная выставка, посвященная 88-летию художника, — в экспозиции были металлические предметы, разнообразные инструменты, которые, казалось служили идейным продолжением натюрмортов Акопа Тиграновича. Художник здесь работал и как скульптор. Он убирал с металлических инструментов некоторые детали и склеивал их, уподобляя вещи частям тела животных и человека. Он одушевлял их, погружая в будничные сцены, и переносил все это на холст.
Акоп Тигранович Акопян за свою творческую жизнь удостоился множества высоких наград и званий, его работы участвовали в выставках разных стран мира. Сегодня картины художника выставлены во многих музеях мира. Неоценима роль и значение Акопяна в армянском изобразительном искусстве — это талантливый художник, наделенный исключительным даром, написавший живописную историю родной земли своим неповторимым почерком.
Искусствовед Рипсиме Варданян специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использован натюрморт с перчатками кисти А.Т. Акопяна