Фрески монастыря в Ахтале — уникальное наследие, уцелевшее после нашествия Тамерлана
Фрескам монастыря Святой Богородицы в крепости Ахтала на севере Армении около 800 лет, причем по масштабам и разнообразию сюжетов им нет аналогов во всем Кавказском регионе. Большинство изображений выполнены в византийском стиле, а архитектура храма объединяет в себе армянскую и грузинскую традиции. Настоятель Тер Этум Тарвердян объяснил, почему авторство принадлежит именно армянским мастерам и какое послание они оставили потомкам.
Как писал историк Киракос Гандзакеци, в XIII веке Иване Закарян передал монастырь Святой Богородицы армянам-халкидонитам, после чего храм стал для них духовным центром. Также Закарян финансировал роспись сводов. Созданные в 1206–1216 годах фрески площадью в 960 квадратных метров никогда не реставрировались, хотя храм и пережил сперва нашествие среднеазиатского завоевателя Тамерлана, а через несколько столетий — аварского Умма-хана.
Расписывали своды, по словам Тер Этум Тарвердяна, восемь армянских мастеров. Имена двоих — Овсепа и Геворга — остались на тесаном камне, первом слое фресок. Причем записи сделаны на древнеармянском языке — грабаре.
«Думаю, что, расписывая стены монастыря в византийском стиле, они боялись, что история забудет о том, что эту работу выполняли именно армянские мастера. А в таком случае грядущие поколения смогли бы получить достоверную информацию, если бы с течением времени стерлись бы верхние слои фресок. Это очень интересная тема для исследования»,
— поделился настоятель ахталинского монастыря. Он подчеркнул: хотя росписи сохранились и в храмах Лмбатаванк, Кармравор, Аруч, Ахпат, работы мастеров в Ахтале — уникальны. «Здешним фрескам около 800 лет, и их никогда не реставрировали. Только в советское время, 1980-х годах, они были консервированы, то есть с них была удалена пыль, но никаких работ не проводилось», — добавил Тарвердян.
К сожалению, не все изображения сохранились в первозданном виде. Так, например, лик Богоматери в купольной части алтаря оказался поврежден. По словам настоятеля, это произошло в XIV веке, во время прихода Тамерлана на Кавказ. Перед завоевателем предстал пустой монастырь — люди скрылись в убежище в задней части. Услышав плач ребенка, полководец попытался отыскать ход, но потерпел неудачу. Пушка, выстрелившая по приказу Тамерлана, разрушила часть фрески, но храм чудом уцелел. По счастливой случайности заряд вылетел в отверстие на барельефе, выполненном в виде креста на восточной стороне.
Фрески, посвященные истории христианства в Армении, занимают едва ли не все стены монастыря. В Ахтале встречаются сюжеты из Старого и Нового Заветов, лики святых и их жизнеописания. Сохранилась сцена Причащения на Тайной Вечере с образами Иисуса и апостолов, а также изображения католических святых — Папы Римского Святого Сильвестра и Святого Климента. Тер Этум Тарвердян обратил внимание, что среди них можно найти и Святого Григория Просветителя — еще одно подтверждение авторства армянских мастеров.
Западную стену настоятель считает самой красивой, хотя и ее каноническая последовательность нарушена. Он заключил:
«Некоторые специалисты, в частности, Алексей Лидов, утверждают, что здесь есть и грузинские элементы. Он предполагает, что армяне не могли настолько отойти от канонической росписи. Внизу же изображены шесть святых, но Лидов отмечает интересную особенность: эти шесть святых должны были бы быть грузинами, как многие думают, но исследования показали, что это не грузины, а ассирийцы, которые в VII веке основали в Грузии монашество».
Ахталинский монастырь сейчас не действует, но к нему ежегодно совершают паломничество живущие на Кавказе греки. Помимо центрального храма на территории крепости расположилась церковь Святого Василия, руины трапезной и других построек.
Источник: armeniasputnik.am
Фото обложки: armeniasputnik.am