Зимние картины Ивана Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) ― известнейший художник-маринист. Всем знакомы его монументальные морские полотна, например, «Девятый вал». Айвазовский много писал и морские сражения: известнее всего его изображения Синопской и Чесменской битв. «Сухопутные» картины Айвазовского знают куда меньше, в первую очередь потому, что их очень мало. И тем не менее, они написаны с не меньшим искусством и передают самые разные оттенки русской зимы: от радостного и солнечного до тревожного и холодного. В этой статье мы публикуем подборку зимних картин Айвазовского.
Иван Константинович Айвазовский (арм. ովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян) ― один из главных в мире художников-маринистов.
Айвазовский любил море с детства: он родился в Феодосии, на берегу моря, и всю жизнь часто ездил в родные края и писал картины Таврической губернии. К своему призванию как художника-мариниста он тоже пришел вполне определенно уже во время учебы в Академии Художеств: он занимался морской батальной живописью у Александра Ивановича Зауервейда, и заслужил высокую похвалу мастеров-художников. В Европе он тоже быстро приобрел известность как «морской» художник: в частности, его работы высоко ценил Уильям Тернер, английский живописец, который значительную часть своего творчества посвящал морским пейзажам.
Таким образом, Айвазовский известен в первую очередь морскими пейзажами, которых у него насчитывается несколько тысяч: это море ночью и днем, в шторм и штиль, с кораблями и без, открытое или прибрежное. Айвазовский действительно писал очень мало картин на другие, не морские сюжеты, и все-таки его пейзажи другой ― снежной ― природы не менее талантливы.
Первая картина ― совсем небольшой (21x30 см) пейзаж, выполненный карандашом на тонированной бумаге. Привычный к насыщенным, тяжелым цветам полномасштабных картин Айвазовского зритель на этом эскизе видит обратную, редкую сторону его творчества. Тонкие, почти брейгелевские веточки деревьев, скупой колорит ― очень зимний.
Говорят, Айвазовский, как настоящий южанин, не переносил холод. Он «предпочитал день в Италии месяцам на севере». Если в первом пейзаже еще чувствуется, что это набросок, то во втором, похожем по технике и размеру (22,5×35 см), этого нет. Он прост, черные лаконичные деревья снова наводят на мысли о Брейгеле, только эта картина куда холоднее: это достигается за счет использования мела ― и, следовательно, белизны изображения.
Два следующих пейзажа менее мрачные, и холод на них не леденящий, скорее просто морозный. Эти картины выполнены маслом на холсте. Обе хранятся в частных коллекциях. На первой изображена пара людей, идущих по деревянному настилу между высокими заснеженными деревьями. Они выходят из туманной полутьмы:
Вторая картина менее тревожная: небо на ней светлое, и тумана позади нет. Вместо этого несколько фантастические, похожие на пейзажи за окнами на фонах картин раннего Возрождения, холмы с деревьями:
На следующем пейзаже все-таки изображена вода, только покрытая льдом: люди разгружают замерзший во льду корабль, с берега за ними наблюдает прогуливающаяся пара. И снова мы наблюдаем схожесть с Брейгелем: можно сравнить фигуры людей на его пейзаже «Катание на коньках» с фигурами людей на льду у Айвазовского:
Пейзаж, представленный ниже, называется «Зимний обоз в пути» или «Караван золота». Эта картина больше предыдущих: ее размер 101x150 см. Она входит в серию «Богатства России», которую Айвазовский написал для Парижского салона 1857 года. «Караваном золота» картина названа собственно потому, что изображенный обоз везет золото в Петербург. Остальные три картины серии изображали три других времени года. В настоящее время местонахождение их неизвестно, а «Зимний обоз» находится в коллекции Смоленской художественной галереи. Возможно, Айвазовскому пришлось сделать над собой усилие, чтобы написать «сухопутные» картины, однако не зря: за эту серию ему дали орден Почетного легиона, а французские критики оценили их очень высоко.
Похожий сюжет изображен на еще одной зимней картине ― «Зимняя сцена в Малороссии»:
Еще более необычная для Айвазовского картина ― «Исаакиевский собор в морозный день». На ней изображен Исаакиевский собор в Петербурге: то есть, мы видим не только редкую «сухопутную» картину, но и редкую архитектурную. Картина большая, находится в частной коллекции. Сам Айвазовский говорил: «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю». Несмотря на то, что зимы в Петербурге тяжелые, художник находил удовольствие и в такой работе.
Последний пейзаж, о котором мы поговорим, это картина с простым названием «Зимний вид». Она находится в частной коллекции, ее точные размеры неизвестны, но, по предположениям экспертов, она небольшая: где-то 35x28.5 см. На это картине собрано, можно сказать, все от зимних пейзажей Айвазовского. Приглушенный колорит, брейгелевские фигурки, классический обоз. Больше всего на картине бросается в глаза черный провал в тени кустов: он занимает практически половину картины. Вместе с низким серым облаком над горизонтом он создает ощущение небезопасности: это верно для вроде как радостной, но на самом деле тяжелой и холодной русской зимы.
Источник: ayvazovskiy.su
Обложка: ayvazovskiy.su