В Волгограде открылись выставки к юбилеям Айвазовского и Шишкина

В Волгограде открылись выставки к юбилеям Айвазовского и Шишкина

В Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова открылись две юбилейные выставки — «Русский лес» к 190-летию Ивана Ивановича Шишкина и «Движения живых стихий» к 205-летию Ивана Константиновича Айвазовского. Обе выставки будут работать до 25 апреля. В проект вошло более восьмидесяти картин из фондов ВМИИ имени И.И. Машкова.

Мотивом и вдохновением выставки «Русский лес» стало творчество Ивана Шишкина, которого современники восхищенно называли «царем леса», подчеркивая уникальность его мастерства. Живописным эпиграфом к выставке выступает этюд «Рябина», написанный Шишкиным в 1892 году и подаривший нам тонкий трогательный образ лесной царевны.

Живопись — «живая беседа души с природой и богом», подчеркивал мастер и, облюбовав место, в лесной мастерской писал удивительные «портреты» русского леса от тонких хрупких травинок до величавой кроны деревьев. Цель экспозиции показать единство леса как мудрость целого, данную в природном разнообразии со своим особым не историческим течением времени. Ивану Шишкину удалось средствами искусства передать мысль: «…Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью. Что может быть лучше природы…».

И.Н. Крамской. Портрет И.И. Шишкина, 1880 / wikipedia.org

Выставка «Движения живых стихий» обращается к памяти о великом маринисте всех времен и народов Иване Константиновиче Айвазовском и предлагает поразмышлять, какую роль играет его творчество в развитии российской пейзажной традиции в ХХ и ХХI веках.

Иван Айвазовский оставил после себя огромное художественное наследие. Он при жизни получил все возможные награды и звания и неиссякаемый восторг поклонников его фантастического мастерства. Академик живописи, профессор Санкт-Петербургской императорской Академии художеств и почетный член пяти европейских Академий, художник Главного морского штаба России, член Русского географического общества, кавалер российских орденов Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, Белого орла, Св. Александра Невского, а также французского ордена Почетного легиона и греческого ордена Спасителя.

И.К. Айвазовский. Автопортрет, 1898 / armeniasputnik.am

В отличие от сторонников реалистического метода, опиравшихся на тщательную фиксацию непосредственного наблюдения природы, Айвазовский считал, что «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». Поэтический склад мышления дополнял у Ивана Айвазовского феноменальную зрительную память. Это позволяло ему виртуозно экспериментировать. Часто его работы сравнивают с музыкальными импровизациями. Один из любимых мотивов — открытое море в полуденный час, написанное в холодной цветовой гамме. Романтический образ парусника усиливает обаяние «голубых марин» Айвазовского. Характерным примером является подлинный шедевр из коллекции музея — картина «Штиль на море» 1876 года, представленная в экспозиции.

Источник: mashkovmuseum.ru

В Волгограде открылись выставки к юбилеям Айвазовского и Шишкина