Картины Айвазовского будут представлены на выставке в испанском городе Малага
Картины Ивана Айвазовского «Девятый вал» и «Волна» отправляются на выставку в филиал Русского музея в Испании. Грандиозные полотна великого мариниста увидят жители города Малага.
В постоянную экспозицию Михайловского дворца картины Ивана Константиновича вернутся примерно через полгода. Вместо них в Академическом зале можно будет полюбоваться его полотнами «Чумаки в Малороссии» (1850–1860-е), «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899), «Аул Гуниб в Дагестане» (1869).
«Девятый вал» (1850)
Ко времени создания этой известной картины Ивана Айвазовского, ставшей вершиной его первого, романтического, периода, живописец успел завоевать международную известность и признание среди крупнейших авторитетов. Особенности творчества мастера прослеживаются здесь исключительно ярко и определённо.
Темой картины стало противоборство сил природы и воли человека. Художник достиг небывалых прежде в русском пейзаже драматизма, захватывающей силы переживания, звучного колористического строя. Грядёт девятый вал — самая грозная, разрушительная и мощная волна, по бытующему в народе преданию. Но тьма ночи уже прорезана светом надежды, отчаянная воля к спасению, верится, победит разбушевавшийся океан. Картина эта должна была восприниматься и в иносказательном смысле, обрести для многих поколений символическое значение, вселять веру в победу человека, человечества, жизни.
Картина «Десятый вал» была приобретена для русской галереи Эрмитажа и стала одной из первых картин в коллекции открытого в 1898 году Русского музея императора Александра III.
Свои полотна Иван Айвазовский писал по памяти, в мастерской. По его словам, «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».
«Волна» (1889)
Грандиозный холст «Волна» — яркий образец позднего творчества Ивана Айвазовского. Любопытно, что в момент создания картины художнику было уже 72 года. Изображая бурное движение волн, живописец любуется циклопической мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий: низко нависли над волнами тяжёлые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль, нет надежды и у пытающихся спастись моряков. Колорит картины холоден и мрачен. Живописец отходит здесь от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению.
Источник: Русский музей