Процесс бесконечной трансформации: инсталляции художника-концептуалиста Саркиса Забуняна

Процесс бесконечной трансформации: инсталляции художника-концептуалиста Саркиса Забуняна

Французский художник-концептуалист армянского происхождения Саркис Забунян более пятидесяти лет исследует проблемы памяти, идентичности, изгнания, свободы и культурных различий. Его поэтический и мистический стиль сформировался под влиянием художника Йозефа Бойса, режиссера Андрея Тарковского и композитора Джона Кейджа. Художник работает в различных медиумах искусства, среди них: фотография, видео, инсталляция, музыка. Важным событием стало участие Саркиса в 56-й Венецианской биеннале: в год столетия Геноцида армян концептуалист представил павильоны Турции и Армении. О знаковых работах мастера — в материале Армянского музея Москвы.

Саркис Забунян родился в Стамбуле 26 сентября 1938 года. Первая встреча Забуняна с искусством произошла благодаря местной газете, в которой разместили репродукцию картины «Крик» норвежского живописца и графика Эдварда Мунка. Эта картина настолько впечатлила Саркиса, что он решил связать свою жизнь с изобразительным творчеством. Забунян поступил в Стамбульскую академию изящных искусств, где изучал французский язык, живопись и архитектуру.

Саркис, В начале, крик, 1998
Источник: sarkis.fr

Саркис переехал в Париж в 1964 году, в 1967-м он представил работу «Знаете ли вы Йозефа Бойса?», посвященную немецкому художнику, одному из главных теоретиков постмодернизма. 

В 1969 году критик и первый независимый куратор Харальд Зееман предложил Саркису принять участие в выставке «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация». В проекте приняли участие 69 авторов, многих из которых относят к крупнейшим мастерам второй половины XX века. Эта выставка впервые объединила такое количество художников-концептуалистов из Европы и США. Харальд Зееман выразил в этом проекте своё революционное видение выставки как сложного художественного явления. Он навсегда изменил восприятие и методы репрезентации современного искусства. Проект «When Attitudes Become Form» вошел в историю современного искусства и стал началом новейшей эпохи выставочной практики. В 2013 году итальянский куратор и арт-критик Джермано Челант реконструировал выставку, точно повторив экспозицию 1969 года и включив в неё оригинальные произведения, а также документацию проекта.

Саркис, Знаете ли вы Йозефа Бойса?, 1969
Источник: sarkis.fr

На протяжении всей своей карьеры Саркис Забунян углублялся в сложные отношения между кино и современным искусством. Исследовал темы войны и насилия, для которых он ввел собственный термин «Кригсшац» — военный трофей. «Объекты, обнаруженные и конфискованные с применением насилия, становятся трофеями и знаками власти. Концепция “Кригсшатц” связана с историей цивилизаций и человечества. Его творчество принадлежит всемирной диаспоре, между соглашением забыть и обязанностью помнить», — утверждает пресса.

В 1982 году он создал «Маску Саркиса» — пластилиновый бюст, отсылающий к мужественным образам 1940-х годов. Эта скульптура — автопортрет, Саркис сделал ее из пластилина, потому что хотел, чтобы скульптура состарилась вместе с ним (мягкий материал легко деформируется). Работа дополнена плеером, скульптура приглашает зрителя послушать музыку. Недостаточно лишь взглянуть на произведение, чтобы приблизиться к нему и понять его, художник заставляет вслушиваться и размышлять.

31 декабря 1986 года Саркис вырезал из газеты некролог, посвященный режиссеру Андрею Тарковскому. Художник поместил его в серебряную рамку, добавил элементы из воска и краски. Получившийся ассамбляж не только дань талантливому режиссеру, но и работа, положившая начало серии «Иконы». Впоследствии Саркис создал более 150 икон. 

Саркис, Икона 95, 2000
Источник: Simonstuder At

В 2008 году Музей Бойманс-ван Бёнинген поручил Саркису создать выставку, объединяющую полихромные готические скульптуры и авторские инсталляции художника. Как упоминалось ранее, Саркис проявлял интерес к произведениям искусства, которые были украдены или перемещены. Именно поэтому ему доверили работу со скульптурами, вырванными из первоначальных запрестольных образов во время иконоборческих нападений XVI века и Французской революции. Инсталляция Саркиса «Пейзаж навсегда» — это остров, который впервые объединяет «перемещенные» средневековые скульптуры в новую композицию.

Саркис, Пейзаж навсегда, 2008
Источник: boijmans.nl

В 2011 году Музее современного искусства в Женеве состоялась ретроспектива художника под названием «Hôtel Sarkis». Четырехэтажная экспозиция объединила 200 произведений, созданных в период с 1971 по 2011 год. Продемонстрированы различные художественные техники, в которых работает Саркис: видео- и звуковые инсталляции, акварель, скульптура, фотография и кино. 

В 2015 году Саркис представлял Турцию и Армению на Венецианской биеннале. Его инсталляция «Respiro» находилась ​​в павильоне Турции, пространство которого состояло из зеркал, витражей и неоновых элементов, характерных для визуального стиля художника. Проект, выходящий за рамки геополитики, возвращался к созданию вселенной и началу времен, к первой в мире радуге — самой первой магической точке разрыва света.

Саркис не считал совпадением то, что его пригласили принять участие в биеннале именно в год 100-летия Геноцида. Художник говорил, что его родители пережили Геноцид армян: «Мой отец хранил молчание по этому вопросу. Он прожил жизнь так, будто был немым. Он ничего не рассказывал о своей матери, умер, так и не произнеся ее имени. Мои мать и отец пережили 1915-й год, изгнание».

Саркис, Respiro, 2015
Источник: sarkis.fr

Творческие поиски Саркиса продолжаются и сегодня. Также важное место в его жизни занимает преподавание. С 1980 по 1990 год он работал в Школе искусств в Страсбурге, а с 1988 по 1995 год руководил одним из направлений в Институте высших исследований в области пластических искусств, созданным Понтусом Хюлтеном.

За полвека экспериментов Саркис изобрел живую форму, в которой работа одновременно хранит и переосмысляет как общечеловеческий, так и индивидуальный опыт. Он неустанно собирает найденные артефакты, фрагменты быта и произведения искусства в новые композиции, преображает и трансформирует их, чтобы создать новые художественные формы. Саркис выходит за пределы исторического контекста, чтобы «вернуть историю на правильный путь», таким способом он выполняет миссию миротворца, стремящегося к преодолению травмы через созидание. 

Саркис, Моя мастерская 19380, 2017
Источник: sarkis.fr

Фото на обложке: artshebdomedias.com
Саркис Забунян — sarkis.fr
Саркис Забунян — widewalls.ch

Процесс бесконечной трансформации: инсталляции художника-концептуалиста Саркиса Забуняна