Ко дню рождения художницы Мариам Асламазян
О творчестве сестёр Асламазян написано много статей. Мариам и Ерануи стали известными армянскими художницами советского периода. В это время женщины в искусстве были больше в статусе муз-вдохновительниц, а не творцов. Асламазян стали не просто продолжательницами армянской живописной традиции, но и развили собственный самодостаточный стиль. В этом материале мы не будем говорить о тандеме двух художниц, а рассмотрим красочные и эклектичные работы именинницы Мариам Асламазян, её любовь к красоте народов мира.
Мариам Асламазян была представительницей армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта. До неё в армянском искусстве практически не было известных художниц. Конечно, женщины писали картины, но были в тени мужчин и не воспринимались всерьёз. Асламазян стала примером яркой самобытной художницы, на которую равнялись многие начинающие живописцы.
Мариам Асламазян родилась 20 октября 1907 г. в селе Баш-Ширак недалеко от Александрополя (Гюмри). Отец будущей художницы был состоятельным инженером, строил водяные мельницы в Закавказье, увлекался искусством и архитектурой. Вся его семья из восьми детей всегда была окружена лучшей живописью и литературой. Художница любила подчёркивать, что детство напоминало сказку.
В ХХ веке сменились политические идеологии во всём мире. Установление советской власти привело к смене ценностей и идей. Аршак Асламазян подвергся преследованиям со стороны большевиков. Тогда многие столкнулись с процессом раскулачивания для гарантирования коллективизации. У Асламазяна, как у «кулака» (зажиточного крестьянина, занимавшегося перекупкой, ростовщичеством и т.д.), были также отобраны земли. Это сказалось на всей семье, так как средств в семье фактически не осталось. Но родители Мариам сделали всё, чтобы их дети смогли получить достойное образование.
В детстве Мариам Аршаковна мечтала стать не художницей, а врачом. В Александропольской школе живописи она училась вместе с сестрой Ерануи, совмещая занятия с подготовкой по профильным предметам для поступления в ВУЗ. Долгое время Асламазян не могла решить, с каким именно делом связать свою жизнь. На окончательный выбор повлияла высокая оценка со стороны педагогов, говоривших об уникальном даре Мариам. С того момента ей стало ясно, что дальнейший путь связан с искусством.
Вместе с Ерануи она переехала в Ереван, чтобы получить академическое образование в Художественно-промышленном колледже. Их преподавателями были выдающиеся деятели армянского искусства — Степан Агаджанян и Седрак Аракелян. После учёбы в Ереване молодые художницы решили переехать. Мариам отправилась в Москву и поступила во ВХУТЕИН. Но там её ожидали сложности: Мариам Аршаковну исключили как «социально чуждый элемент». Художница вспоминала, что ситуацию изменила Надежда Крупская. Мариам говориал, что её «спасла Крупская». Все проблемы были решены, Мариам восстановили на учёбу, ей также выделили стипендию. Продолжила образование она дальше в Ленинграде, в Институте пролетарского изобразительного искусства, став аспирантом.
В числе учителей Мариам Асламазян были К. Петров-Водкин, А. Древин, Н.Удальцова, В.Фаворский, С.Герасимов, А.Гончаров. Каждый преподаватель передал художнице ценные знания, основы художественного мастерства, но уникальный стиль Мариам не стал продолжением стилистики её учителей. Вероятно, ближе всего Асламазян был только Мартирос Сарьян, так как он вдохновлялся пейзажами Армении и стран Востока, отображая их глубину и колоритность.
В статье о тенденциях в армянском натюрморте искусствовед М. Айвазян пишет о её стиле следующее: «В её многожанровом творчестве, натюрморт занимает одно из главных мест на протяжении четырёх десятков лет. Её натюрморты пронизаны светлым и радостным мироощущением. Тематика их традиционная — цветы, плоды, фрукты, овощи родной земли, их изобилие и красота. Повышенная красочность, открытость эмоций, чувство современности — вот отличительные черты её живописи. В последнее десятилетие в натюрмортах Мариам Асламазян появляется новый подбор предметов быта, принадлежащих разным народам мира. Интерес к ним не случаен, за ним кроется тяга к более глубокому пониманию современной и древней культуры этих народов».
Творчество художницы Мариам Асламазян можно разделить на несколько этапов. Довоенный период практически не сохранился: большая часть произведений пропала во время блокады в Ленинграде. В военное время она, как и многие художники, работала над агитационными плакатами и живописным циклом, осмысляя героизм советских граждан. После войны Мариам вернулась к натюрмортам с цветами, керамикой и яркими сюжетами. В сюжетах больше всего прослеживается влияние Сарьяна на художественный язык Асламазян. Армения и впечатления от знакомства с другими культурами. Поездки в Европу, Африку, Южную Америку и Азию… Художница посетила более двух десятков стран, включая Конго, Мадагаскар и Аргентину. В послевоенном творчестве она стремилась отобразить жизнь и размеренный быт, размеренность и красоту мира вокруг.
Особое место заняла в творчестве художницы Индия, где она провела более 30 дней. Мариам отправилась в путешествие с другими живописцами. Их маршрут пролегал от Дели до Раджастана. Их целью стало отображение истинной Индии. «Мы старались запечатлеть сегодняшнюю свободную Индию с её бурной жизнью, многолюдными улицами, строящимися корпусами, с плотинами гидростанций, полями, шоссейными дорогами», — делились художницы на открытии своей выставки «По Индии».
Мариам Асламазян посвятила множество полотен этой стране, находя близость с родной Арменией. Она писала: «В Индии можно прожить всю жизнь, так притягательна эта страна. Но и всей жизни может не хватить, чтобы рассказать о ней. Я люблю писать Индию, её народ, её пейзажи, её архитектуру. Я вообще люблю писать Восток. Все европейские города, мне кажется, становятся похожими один на другой, и лишь восточные бережно хранят свой колорит, традиции, обычаи, всё то, что придаёт каждому из них столько своеобразия».
Сегодня произведения Мариам Асламазян находятся в 40 бывших советских и зарубежных музеях, в том числе в Третьяковской галерее.
На обложке — картина Мариам Асламазян. Источник
Источники:
Асламазян М.А. Давтар жизни. Автобиографические рассказы. Гюмри: «Эльдорадо», 2016
Асламазян М.А. Истории солнечных цветов. Каталог выставки. Гюмри: «Эльдорадо», 2018