Актёр и сценарист Эрик Богосян: «Я изучал Геноцид армян всю свою жизнь»
Эрик Богосян — голливудский актёр, драматург и сценарист, закрепивший своё имя в индустрии знаковыми работами. Он родился в семье армян в Бостоне, чьи родственники смогли спастись в 1915 году. В интервью Богосян рассказывал, что дедушек называли «спасителями». Хотя дома родители актёра старались не говорить много о трагедии, Богосян со временем глубоко погрузился в историю своего народа. Отражением в фильмографии армянской темы принято считать роль в фильме Атома Эгояна «Арарат», но это не единственная работа, которая связана с Арменией в его биографии.
Эрик Богосян родился 24 апреля 1953 года. По словам актёра, он никогда не празднует свой день рождения, потому что 24 апреля — День памяти жертв Геноцида армян. Оба деда Богосяна были священниками Армянской церкви, которые чудом выжили и смогли спасти некоторых родственников:
«Деду Мегердичу удалось выжить во время Геноцида, но я точно не знаю, как именно. После того, как убили его отца, он сумел спасти свою мать. До конца своих дней она прожила с ним в Уотертауне, штат Массачусетс. По-английски она не говорила. Я знаю, что по дороге в Соединенные Штаты в 1915 году дед был проездом в Гавре. Полагаю, он перебрался сюда на пароходе вместе со своей матерью. Они жили в городе Харберд. Мегердич переехал в Уотертаун».
Карьера Богосяна намного шире, он старался не привязывать себя в выборе картин, в которых участвовал. Но с возрастом важное место в его жизни стала занимать деятельность, связанная с Арменией. Например, в 2002 году актёр снялся в картине канадского режиссёра Атома Эгояна «Арарат», исполнив роль Рубена. Картина нарративно выстроена как фильм в фильме, рассказывая о трагических событиях через призму одного очевидца — художника Аршила Горки. Для многих армян участие в этом фильме стало возможностью не только показать зрителю трагедию армян в 1915 году, но и перепрочувствовать всё через роль. Как пишет анонимный кинокритик: «Этот фильм — не плач, не реквием, не стон. Этот фильм — скрип сжатых зубов, спрятанной в себе боли. Этот фильм не воспаряет в горные выси. Он ведет в глубины Арарата, где таится могучая, почти атомная энергия вулкана».
Отдельное место в биографии Эрика Богосяна занимает публикация книги «Операция Немезис». Автор говорил о книге: «До публикации книги “Операция Немезис” я бы сказал, что самым большим моим художественным достижением можно назвать театральную работу». Хотя в семье не акцентировали внимание на трагедии, актёр глубоко переживал всё. Реализовавшись в киноиндустрии, Богосян стал больше внимания уделять происходящему в Армении. Из воспоминаний актёра известно следующее: «Ещё совсем в юном возрасте я узнал, что произошло с Мегердичем в Турции. По-моему, мне было года четыре. Я изучал Геноцид армян всю свою жизнь, но особенно в течение последних десяти лет... К сожалению, у нас нет каких-либо предметов или реликвий из Харберда, нашего родного города в стране предков».
Написание этой книги стало уроком для самого Богосяна: «Быть армянином — важная составляющая моего воспитания. Армянский — первый язык моих родителей. Еда, которую мы ели, и церковь, в которую ходили, отличали нас от обычной американской семьи.. Когда я был моложе, возможно, я думал, что моя карьера под угрозой, но теперь я чувствую, что если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?».