Из истории армянского образования: Месроп Маштоц
В истории армянского образования самое важное место занимает Месроп Маштоц, который не только создал армянскую письменность, но и занимался просветительской деятельностью. Как Маштоц адаптировал греческую систему и внедрил армянский язык в новые школы? Почему в Западной Армении такие учебные заведения появились позже?
В IV в. в Армении существовали школы, где преподавание велось на греческом или сирийском — развивались две разные традиции. В V веке возникла потребность в новых образовательных учреждениях, способствовавших распространению не только армянской письменности, но и христианского воспитания. Такие школы находились на территории монастырских комплексов.
Месроп Маштоц основал первую школу в монастыре Амарас, который стал историко-культурным центром. Историк Павстос Бюзанд писал, что церковь Амарас была основана в начале IV в. Григором Просветителем. С этого монастыря стал распространяться армянский алфавит: Маштоц обучал студентов, которые позже вместе с ним продолжили просветительскую деятельность по всей Армении. В первой школе он разработал систему преподавания армянского языка и адаптировал греческую модель образования (в тот период греческая школа была одной из самых лучших).
Как была устроена такая школа? Важно уточнить, что в её структуре лежала эллинистическая программа, хотя в Армении большее влияние имели школы Эдессы и Антиохии. В самом начале у всех учащихся было три предмета: грамматика, логика и риторика. Важно было обучить переводчиков и проповедников, которые станут продолжателями традиции. Месроп Маштоц и его последователи учили не только грамотности, но и церковному песнопению. На армянском языке сохранились многие труды античных авторов (некоторые из них не дошли до нас на греческом или латыни). Риторическая «Книга хрий» стала одной из первых переводных книг в Армении.
В 410-е годы армянская письменность уже была распространена во многих городах и сёлах Восточной Армении, но с 419 года Месроп Маштоц занимался просвещением в условиях, которые были осложнены политическими событиями и сменой власти. Ученики Маштоца были отправлены им в разные области по всей Армении, чтобы обучать алфавиту. Новые школы в Западной Армении появились позже и не сразу были приняты представителями духовенства: они считали, что применять нужно только греческую письменность, а не возникшую армянскую.
Только в 420 году Маштоцу удалось начать переговоры. Как пишут исследователи, Феодосий Младший разрешил ему вести просветительскую деятельность. Из письма императора Феодосия II армянскому католикосу (Хоренаци, III, 57):
«Повелев рассмотреть письмо, мы узнали содержание изложенного тобой и тяжко обвинили тебя за то, что ты всем сердцем предался царю язычников, а нам не счёл нужным представиться даже письменно. И в ещё большей степени вменяем тебе в вину то, что, пренебрегая мудрецами нашего города, ты обратился за научными открытиями к каким-то сирийцам. Поэтому мы были удовлетворены тем, что наши подданные пренебрегли таким учением… Но так как Месроп рассказал нам, что своим возникновением это искусство обязано благодати свыше, то мы распорядились, чтобы обучались [у него] со всем усердием…»
Первые армянские школы в Западной Армении Месроп открыл в период 420—422 годов. В свой второй визит в конце 20-х годов начал обучать группы жителей из области Шамлуг. В областях Спер, Дерджан и Екелеац Маштоц оставил своих учителей и прибыл в Айрарат, откуда последовал домой — в область Гохтн.
В конце 420-х начались антиармянские репрессии со стороны персидского шаха Варахрана, поэтому активная деятельность Месропа Маштоца, охватывающая Восточную и Западную части Армении, завершается, но заложенная им учебная система продолжала развиваться целых 15 веков.
На обложке — Месроп Маштоц. Источник: Википедия
Источник:
А.М. Болгова, И.В. Денисова. К истории образования и школы в Армении IV-VII вв., 2015.