Образование армянских женщин на Среднем Востоке

Образование армянских женщин на Среднем Востоке

У многих армянок возможность получать образование появилась только во второй половине XIX века, когда в Османской и Российской империях, в Константинополе и Тифлисе, стали появляться частные женские организации, занимающиеся благотворительной и просвещенческой деятельностью. Они открывали образовательные учреждения, где армянки из разных социальных слоёв могли учиться. Важно отметить, что в тот исторический период женщины не имели политических, экономических и образовательных прав, а также не могли заниматься наукой.


В течение 1879 года в османской столице были созданы две крупные организации — «Ассоциация патриотических армянских женщин» и «Ассоциация женщин-любительниц школ». Первая занималась поддержкой женского образования, вторая активно продвигала возможность для армянок преподавать. «Ассоциация женщин-любительниц школ» открыла первое учреждение в 1879 году в Константинополе, которое действует до сих пор. Большинство студенток в этой школе обучались бесплатно, а при необходимости им помогали с расходами на проживание. В Тифлисе в 1882 году было основано «Армянское женское благотворительное общество» (в 1907 г. оно было переименовано в «Кавказское армянское женское благотворительное общество»), которое действовало до 1921 г.

 

Армянки из Тифлиса. Источник

 

За пределами Российской и Османской империй доступ к образованию стал появляться у девочек в Иране. Численность армян в этом регионе составляла около 70 тысяч человек. Исследовательница Хури Бербериан говорит, что если образование мальчиков развивалось с XVII века и было рассчитано на детей священников, то у армянских девочек возможность учиться появилась благодаря деятельности американских протестантов¹. Связано это с тем, что протестантские миссионеры надеялись обратить мусульманское население в христианство. У них не получилось осуществить задуманное, поэтому они переключили внимание на представителей других христианских течений. Так были созданы протестантские школы сначала для мальчиков, а потом и для девочек.

В конце XIX века идея важности образования для женщин стала развиваться внутри армянской общины в Иране, когда в силу культурно-политического контекста пересматривалась роль армянки. Тогда широко распространялась идея о взаимосвязи образованности женщин и благосостоянии нации². Создавались благотворительные организации во главе с состоятельными женщинами. В Тебризе и Исфахане появлялись школы, швейные и рукодельные мастерские. Организации финансировали учёбу девочек из бедных семей и помогали в поиске дальнейшей работы.

 

Группа армянских девочек. Антон Севрюгин. Источник

 

Сообщества армянских женщин существовали также в Сучаве (Armenian Ladies’ Union), Лондоне (Armenian Women’s Union), Париже (Armenian Ladies’ Union of Paris), в различных общинах в США, Египте (Armenian Womens Union of Cairo), Алеппо (Mariam Society of Women), Бирме (Ladies' Union).  Деятельность этих организаций была направлена на поддержку эмигрировавших армян. Например, в Париже армянки с 1913 года помогали сиротам, их организации выделяли финансовую помощь студентам, поддерживали нуждающихся беженцев, оказывали медицинскую помощь нуждающимся.

В 1915-1916 годах армяне, пережившие Геноцид и депортации, проживали либо в Закавказье, либо в арабских провинциях к югу от исторического Армянского нагорья. К 1925 году более 200 тысяч из них были приняты на территории Среднего Востока под французским или британским флагами: 100 тысяч в Сирии (увеличилось в 1938-1939 годах, когда Франция уступила санджак Александретта Турции); 50 тысяч в расширенной провинции Ливан; 25 тысяч в месопотамских городах и лагерях беженцев; 10 тысяч в Палестине и Трансиордании; 40 тысяч в Египте. Они также осели в Судане, где численность общины на сегодняшний день составляет 1500 человек; в Хартуме действует одна армянская школа; отдельные армянские поселения располагаются в Алжире и Марокко.

 

Армянки из Египта. Источник

 

Почти в каждой мусульманской стране армянская повседневная жизнь основывалась на системе миллетов³, которая регулировала права и обязанности немусульманской религиозной группы. Со стороны армян было заметно уважение к арабам⁴ вне зависимости от их вероисповедания. Многие представители армянской диаспоры пользовались только разговорным арабским языком, стремясь к тому, чтобы не потерять свою идентичность части христианского сообщества, будучи мигрантами во втором или третьем поколении. Так они предотвращали крупномасштабную ассимиляцию. Это не исключало существенного вклада в благосостояние государств или лояльность к правительству со стороны армянского общества.

Каждая армянская община в других странах отстаивала свою национальную и религиозную идентичность. Молодежь массово поступала в высшие учебные заведения. Даже во время первых лет мигрантской неустроенной жизни открывалось множество церквей, школ и молодежных ассоциаций. Это касалось и сферы женского образования.

 

Армянские беженки.

 

В Трансиордании они были одной из малочисленных общин и проживали в основном в мухафазе Амман с 1915 года. По прибытии армяне начали строить собственные учреждения: церкви, школы, клубы и благотворительные общества. Деятельность учреждений и браки внутри собственных этнических групп помогли сохранить свою идентичность. Армяне также смогли интегрироваться в социальную, экономическую и политическую жизнь в Трансиордании, а позже Иордании и частично Палестины.

Уровень образования среди женщин на 2003 год в Иордании относится к наивысшему уровню: исследование показало⁵, что процент неграмотности среди армянских женщин ниже, чем процент неграмотности среди мужчин (2,3% среди мужчин и 0,09% среди женщин). Более половины армянских женщин имеют образование, которое варьируется от среднего до колледжа, и почти четверть из них имеют университетские степени. Однако мужья имеют степени несколько выше, чем у их жён, хотя общий уровень образования схож. Это также указывает на то, что армяне осознают важность образования как для мужчин, так и для женщин.

 

Девочки из армянской школы для девочек в Бейруте. Источник

 

Одна из самых крупных армянских общин располагается в Ливане. Переселение происходило силами французских властей в 1921 году с территорий Киликии, Сирии и Анатолии после Геноцида, совершённого турками. В Бейруте армяне начали изучать арабский язык, вливались в торговлю и основывали мастерские, которые превратились позже в фабрики. В 1975 году армянская община Ливана насчитывала около 150 тысяч человек, большинство из которых проживало в Бурдж-Хаммуде, а остальные в Анджаре, Чтауре и Захле. Община поддерживала ряд церквей, сеть школ, ежедневные газеты и журналы.

Некоторые женщины, получившие образование в миссионерских школах, работали учителями. Без образования они имели возможность быть поварами, нянями или заниматься рукоделием и вышивкой, чтобы заработать на жизнь. Потребность обеспечивать себя возникала тогда у вдов с детьми, так как без кормильца семьи существовать не могли. Армянки постепенно стали организовывать мероприятия для поддержки церквей и школ. Они организовывали базары, где продавали свои вышивки и домашнюю национальную еду, чтобы собрать деньги.

У каждой церкви были свои женские вспомогательные организации, которые и по сей день выполняют функции поддержки веры и образования. В том числе, это «Армянский всеобщий благотворительный союз» и «Армянский Красный Крест». Они спонсируют летние лагери, содержат медицинские центры и оказывают первую помощь жертвам войны. Женская гильдия помогает детскому дому в Газире и домам престарелых. Другие женские группы работают в больнице в Азуние, Шуф. У монахинь сестёр Рипсиме есть детский дом в Бзоммаре, а «Фонд Карагезян» руководит специальной школой для девочек, которые по тем или иным причинам не посещают государственные учебные заведения.

 
 

Различные женские организации финансово поддерживают сферу образования. Они также продвигают культуру и поощряют молодых художников, организуют выставки картин, спектакли, детские хоры, танцевальные группы, приглашают известных музыкантов и художников из-за рубежа. Некоторые учебные заведения для девочек работают уже несколько десятилетий: средняя школа для девочек A.G.B.U. Tarouhi Hagopian и школа для девочек, основанная монахинями-рипсимянками. Благодаря развитию образования многие женщины преимущественно развивают карьеру в сфере образования, сестринского дела, фармацевтики и секретарской работы.

Основание армянского колледжа Айказян (ныне Айказянский университет) в 1955 году стало значительным достижением в области высшего образования в диаспоре. По сей день там можно получать образование как на арабском, так и на армянском и французском языках. Армянская система образования Ливана от детского сада до высшего учебного заведения хорошо развита и предлагает множество возможностей для всех.

 

Армянские школьницы. Источник

 

В Египте в XX веке армянская диаспора достигала около 40 тысяч человек, отчасти потому, что иммигранты считали необходимым адаптироваться к арабо-исламской среде и учили язык. В экономической сфере они в значительной степени закрепились в коммерции, причем более 80% взрослого мужского населения были заняты в служебных профессиях, на административных должностях, в оптовой и розничной торговле и ремеслах. Менее 5% были рабочими и около 2% армян были землевладельцами или фермерами. Каир, сердце египетско-армянской колонии и внушительный мегаполис Среднего Востока, оставался комфортным местом для жизни. Как и в других арабских странах, жизнь армянской общины была сосредоточена вокруг Армянской Апостольской Церкви и, в гораздо меньшей степени, Армянской Католической (Униатской) Церкви, каждая из которых имела свои собственные гражданские, судебные, образовательные органы и церковное дело.

В Египте также издавались журналы на армянском языке, работали приходские школы,  различные спортивные и культурные ассоциации. До сих пор в Каире существует специальное образование, например Армянская Католическая Школа Сестёр. Она была основана в 1847 году и преследовала цель сохранить наследие Армении, сделав образование доступным для девочек, чтобы передавать им знания о культуре и языке.

 

Маленькая армянка. Источник

 

Частные армянские школы и сегодня разбросаны по всему миру. Понятие армянской национальной общности простирается далеко за пределы школ и охватывает все аспекты языка и культуры. Изучение алфавита, литературы, знакомство с культурным дискурсом, изучение истории народа, учитывая текущие политические события — всё это конструирует армянскую идентичность.


Фото на обложке: Источник

Сноски:

  1.  Armenian Women in Turn-of-the-Century Iran: Education and Activism

  2. Houri Berberian: Armenian Girls’ Education in Nineteenth-Century Iran

  3. Миллет — юридический термин, распространённый в мусульманских странах — религиозная конфессия, обладающая автономными административными учреждениями (в сфере судебного производства, образования, здравоохранения и т.д.), расположенными в специально отведённых для этого местах (кварталах) городов.

  4.  The Ebb and Flow of the Armenian Minority in the Arab Middle East Author(s): Richard G. Hovannisian

  5.  Arda Dargarabedian. Armenian Women In Jordan

Образование армянских женщин на Среднем Востоке