Армянское сообщество Египта: пресса и книгопечатание. Часть 1

Армянское сообщество Египта: пресса и книгопечатание. Часть 1

Большинство современных армян, постоянно проживающих в Египте, родились там же. Они сближаются с Арменией с помощью народных историй и культурных практик, которые передаются новым поколениям. В первой части двойной статьи об армянской общине в Египте расскажем о газетах, которые её жители выпускают в Каире и Александрии. 


Пожалуй, самым известным армянином, внесшим вклад в культуру современного Египта, был карикатурист Александр Сарухан. Он работал в различных египетских изданиях, а также в армянской ежедневной газете «Арев»‎. Художник оставил след в египетских СМИ через политическую сатиру. Он написал книгу на армянском языке об искусстве карикатуры, а также пять сатирических пьес.

Армянская община Каира имеет богатую историю интеллектуальной деятельности, особенно в области журналистики. Ряд выдающихся интеллектуалов и писателей, таких как Арпиар Арпиарян, Ваан Текеян и Ерванд Отян, жили и провели свои последние дни в Каире. 

Первой армянской газетой, созданной в Египте, была «Армавени» («Финиковая пальма»), основанная в Каире Авраамом Мурадяном в 1865 году. Сейчас в столице продолжают издаваться три периодических издания: «Усабер», основанная в 1913 году; «Арев», основанная в 1915 году; и «Чахагир», основанная в 1948 году.

Карикатура А. Сарухана. Источник.

В Египте армяне издают журналы благотворительных организаций, газеты, посвященные литературе и искусству, социально-политические еженедельники, ежегодные печатные сборники, школьные газеты и журналы, а также буклеты молодежных и политических партий. Саркис Дарпинян основал издательство «Арарат» в 1895 году, а Мари Бейлерян создала издательство «Ардемис» и одноименный женский журнал в 1902 году. Издатель Бакрадуни, а затем Ерванд Мессерлян управляли типографией «Восгедар» или «Золотое письмо» в 1914 году. В Александрии К. Назаретян основал «Назаретскую прессу» в 1899 году, а поэт Ваан Текеян основал издательство «Текеян и компания» в 1905 году.

Сегодня издание армянских газет на Ближнем Востоке — это обязанность, передаваемая из поколения в поколение. Хотя многие проблемы и трудности, с которыми сталкиваются армянские издатели в регионе, носят локальный характер, в значительной степени их положение не сильно отличается от статуса практически всех газет в мировом армянском сообществе. Финансовые и человеческие ресурсы политических партий помогают выпускам выходить непрерывно на протяжении десятилетий. По крайней мере, на данный момент их выживание зависит от желания той или иной партии сохранить наследие своих предшественников. Эти газеты стали не просто форумом для дискуссий, но и лакмусовой бумажкой, напоминающей о продолжительной истории армян в переменчивом сообществе. 

Ближневосточным газетам на армянском языке приходится сталкиваться с тремя извечными проблемами. Первая — нехватка читателей. Даже в Ливане, который когда—то считался «матерью диаспор», арабский и английский стали предпочтительными языками среди молодежи.

Гарбис Язджян, исполнительный директор газеты «Арев» демократической либеральной партии, сожалеет, что его издание в основном читает старшее поколение: «Наверное, только 20 процентов представителей нового поколения просто листают страницы. В лучшем случае они просматривают спортивный раздел или объявления. Вероятно, те экземпляры, которые мы отправляем в другие страны, читаются более внимательно, чем те, которые мы распространяем здесь, в Египте».

В Египте нехватка читателей и писателей не единственная проблема. Также не хватает наборщиков. Как в «Чахагире», так и в «Ареве» набирают тексты египтяне, чей родной язык — арабский. 55-летний почтальон и временный наборщик текста в течение 28 лет готовил газету к печати исключительно с помощью навыка распознавания символов. Он даже выучил правила расстановки переносов в армянском языке, хотя никогда не учился говорить, писать или читать по-армянски. Недавно он также начал набирать текст на компьютере, освоив армянскую клавиатуру.

Все газеты работают на ограниченном бюджете с привлечением волонтёров. Издания финансируются либо своими же редакциями, либо индивидуальными спонсорами.

В отличие от некоторых других общин диаспоры, разные издания не критикуют друг друга по политическим вопросам. Аполитичный характер взаимодействия также помог сохранить национальное единство. Армянская община Египта всегда сохраняла верность одной церкви, берущей свое начало от епископа Гавриила Марашского, служившего прелатом с 1830 по 1864 год. Но устоявшееся сообщество — это нечто большее, чем просто религиозная гармония. Хорошо развитая община также означает газеты, иллюстрирующие различные оттенки социальной ткани.

 

Страница из ежедневной газеты «Арев». Источник.

 

«Арев», «Усабер» и «Чахагир», которые на сегодняшний день являются одними из старейших непрерывно издающихся газет в диаспоре, имеют общий тираж «значительно менее 1000 экземпляров», но полны решимости продолжать публиковаться, несмотря на сокращение читательской аудитории. Что касается новостей об Армении, в отсутствие рабочих связей с другими газетами, издателям приходится полагаться на «Радио Ереван» и на выпуски новостей «Голоса Америки». При аналогичных обстоятельствах в других странах мира, и особенно в Соединенных Штатах, выпуски следовало бы давно приостановить, но владельцы еженедельников не отчаиваются.

Старое, как и сама газета, здание «Усабера» когда-то было одним из главных центров армянской жизни в Каире. Сейчас место театра на 800 мест сдано в аренду местной арабской труппе, которая покрыла весь фасад здания массивными рекламными щитами и плакатами, рекламирующими арабские пьесы, продвигающие египетских актеров и актрис.

Такова трудная битва, которую владельцы изданий ведут каждый день. Они хотят сохранить пламя армянской журналистики живым для будущих поколений. Начавшийся в 1950-е годы исход к далеким берегам США, Канады и Австралии нанес болезненный удар по самой основе армянской общины Египта.

«Наша потеря стала их приобретением», — говорит архиепископ Завен Чичинян, прелат Египта с 1977 года, чья церковь спонсирует образование, издание книг и газет. «Слава Богу, исход остановился, и молодое поколение дает надежду на возрождение».


Источник фото обложки: armeniantypography.tumblr.com

Армянское сообщество Египта: пресса и книгопечатание. Часть 1