Династия Бальянов: архитекторы, изменившие визуальный облик Стамбула
Бальяны — династия зодчих, преобразивших облик Стамбула. Они строили казармы, мечети и дворцы для многих турецких султанов. В наше время многие из этих зданий являются популярными достопримечательностями Турции и базой для различных музеев. Армянский музей Москвы рассказывает о творчестве знаменитых архитекторов.
Мереметчи Бали Калфа
Основателем династии Бальянов считается Мереметчи Бали Калфа, также известный как Керестеджи Уста, что в переводе с турецкого означает «мастер по дереву». Когда он родился — никто не знает, скорее всего, в начале XVII века. Зато известно, что местом его рождения является село Деревенк в провинции Кайсери Османской империи.
В начале XVIII века Бали Калфа переехал в Стамбул, где стал работать ремонтником во дворце. Впоследствии его назначили придворным архитектором султана.
Бали Калфа женился на Филор Хатун. У них родились четверо детей: Крикор, Бедрос, Сенекерим и Чичилия. Калфа скончался в 1803 году. Архитектурное дело отца продолжили только сыновья Крикор и Сенекерим.
Крикор Бальян
Первым фамилию Бальян стал носить мастер Крикор. Он родился в кесарийском селе Деревенк в 1764 году. Крикор Бальян стал известен прежде всего как придворный архитектор султана Абдул-Хамида I. Образование он получил в парижской Школе изящных искусств. В 1820 году Крикор был сослан в Кейсери из-за участия в конфликте между Армянской апостольской церковью и Армянской католической церковью. Позднее он был помилован, и смог вернуться в столицу Османской империи. Крикор Бальян умер в 1831 году.
К сожалению, многие из построек Крикора Бальяна либо не сохранились до наших дней, либо претерпели существенные изменения. Одна из них — казармы Селимие в районе Уксюдар. Строительство первых зданий началось в 1799 году. Казармы были частью программы Османской империи, главная цель которой состояла в том, чтобы догнать европейские страны в военной отрасли.
В азиатской части Стамбула было возведено огромное сооружение в форме четырехугольника с большим изолированным внутренним парадным двором. Бальян также учел холмистость рельефа, поэтому количество этажей в разных частях здания варьируется от трех до пяти. Суровый и аскетичный облик казармы должен был отражать мощь, дисциплинированность и силу османской армии. Сейчас в здании казармы располагается 1-я полевая армия Сухопутных войск Турции, а часть помещений отдана под музеи.
В 1820-х годах Крикор Бальян начинает работу над мечетью Нусретие или «Мечетью Победы». Она была возведена на месте сгоревшей мечети Арабаджилар в честь победы султана Махмуда II над янычарами.
В то время мечеть Нусретие была самой большой в Стамбуле. Между двумя ее минаретами вешали растяжки с цитатами из Корана, которые можно было прочесть даже с кораблей, идущих через Босфор. В качестве основного строительного материала Крикор Бальян использовал серый тесаный камень. Входную группу венчают богатые рельефы с растительными мотивами, а также роспись и арабская каллиграфия золотистого цвета на черном фоне. Благодаря точному расчету пропорций, мечеть, несмотря на малый размер, выглядит легко и величественно.
Зодчий переосмысляет традиции культовой османской архитектуры, берущие свое начало в храмовом строительстве Византии, умело сочетая их с чертами османского барокко и ампира. Подобная комбинация стилей нередко прослеживается в творчестве Бальянов.
Карапет Бальян
В 1800 году у Крикора Бальяна и его жены Согоме Северьян родился сын Карапет. На момент смерти отца Карапет не имел опыта, чтобы унаследовать должность архитектора при дворе султана. Поэтому свою карьеру Бальян начал со службы у дяди по материнской линии — зодчего Оганнеса Северьяна. Позже Карапет Бальян служил придворным архитектором у трех султанов: Махмуда II, Абдул-Меджида I и Абдул-Азиза.
Творчество Карапета пришлось на эпоху историзма и расцвета эклектизма. Помимо строительства, архитектор активно занимался научными исследованиями в области армянского зодчества, а также принимал активное участие в образовательных и административных делах армянского сообщества. На архитектурном поприще Карапета Бальяна сменили его сыновья: Никогос, Саркис, Акоп и Симон. Все они получили образование в колледже Сент-Барбе в Париже.
Помимо барокко, Карапет и Никогос Бальяны в своем творчестве также использовали черты классицизма и рококо. Классицизм — лаконичный по своим формам стиль. Он наследует черты античной греческой архитектуры. Основное внимание в классицизме уделяется пропорциям. В оформлении зданий часто используют спокойные цвета: белый, светло-желтый, серый, бледно-розовый и бледно-голубой. А рококо предпочитает прихотливые и замысловатые линии, стилизованные растительные орнаменты и рокайли — мотивы в виде морских раковин.
Искусствоведы и по сей день не могут договориться между собой, что есть рококо: отдельный стиль или ответвление стиля барокко? Тем не менее, различия все же есть. Барокко симметричен и изобилует контрастами, в то время как декор в рококо строится на асимметрии и плавности форм. Барокко подчеркивает публичное величие и акцентирует внимание на экстерьер, в то время как рококо — преимущественно интерьерный стиль, сосредоточенный на неприкосновенности частной жизни.
Карапет и его сын Никогос в 1825 году закончили строительство дворца Долмабахче в Стамбуле. Проект дворца заказал султан Абдул-Меджида I, которому наскучили резиденции в типично османском стиле.
Экстерьер здания сочетает в себе черты барокко, классицизма и рококо. С противоположной стороны дворец выглядит скромнее. В Долмабахче смешение стилей привело к излишнему украшательству и декоративной перегруженности, однако таково было желание заказчика — султан в первую очередь хотел поразить своих гостей, чтобы великолепие его резиденции затмевало богатство европейских дворцов. Но подобный эклектизм — лишь предтеча эмоциональной архитектуры Шарля Гарнье, что прекрасно отражено в здании Гранд Опера в Париже, построенного десятью годами позже.
Врата Сокровищницы раньше служили главным парадный входом в Долмабахче. По своему строению они напоминают триумфальную арку. Их вид должен был служить напоминанием о политической мощи Османской империи и ее правителя. Тугра (знак власти султана), богатая лепнина и роскошные рельефы создают визуальное великолепие Врат. Орнаменты, использованные при их декоре, повторяются в интерьерных росписях.
Архитекторы при строительстве использовали передовые достижения инженерной мысли того времени: например, главным источником дневного света в одном из помещений Долмабахче, где находится знаменитая хрустальная лестница, служат своды из стекла и металла. Хрустальные люстры также украшают многочисленные интерьеры дворца, каждая из которых уникальна и неповторима — самая большая весит 4,5 тонны и рассчитана на 750 ламп. Хрусталь для них везли из Богемии и французского города Баккара. Помимо этого, в оформлении внутренних помещений также использовалось много золота и серебра.
Сейчас во дворце располагаются музеи часов, где выставляются часовые механизмы из Национальной коллекции часов, и изобразительного искусства. Особый интерес представляет картина Ивана Айвазовского «Венеция», 1874 года. Картина оказалась в Стамбуле не случайно. Впервые живописец прибыл в город по распоряжению Абдул-Меджида I в 1845 году. В дальнейшем Айвазовский побывал в городе еще несколько раз и написал множество полотен для турецких султанов. 30 из них можно увидеть в столице Турции и сегодня.
Южнее от дворца располагается мечеть Долмабахче, сделанная в стиле барокко. По сравнению с резиденцией она выглядит гармоничнее. Наружные стены минаретов испещрены вертикальными желобками-каннелюрами. Огромные оконные проемы с видом на пролив должны были напоминать о необъятной, как Босфор, мощи Османской империи.
Интерьер мечети сочетает в себе два стиля — барокко и ампир. Кафедра и молитвенные ниши выполнены из красного порфира и инкрустированы золотом. Выбор камня также не случаен. Издавна порфир символизирует богатство и власть. В Древнем Египте он использовался для изготовления саркофагов фараона, а древнеримские императоры пользовались ваннами из полированного порфира. Мечеть также украшает огромная хрустальная люстра.
Никогос Бальян
Старший сын Карапета — Никогос — родился в 1826 году. Помимо работы над собственными архитектурными проектами, он также занимался просветительской деятельностью. Никогос открыл собственную архитектурную школу, чтобы передавать полученные в колледже Сент-Барб знания новому поколению зодчих. В 1858 году Бальян скончался от брюшного тифа. Продолжил семейное дело его сын — Левон Бальян.
В 1850-х годах в Стамбуле по распоряжению Абдул-Меджида I Никогос Бальян построил мечеть Ортакёй с двумя минаретами в стиле османского барокко с чертами неоклассицизма. Внутреннее убранство мечети поражает великолепием розовой мозаики, многочисленными золотыми росписями. Интерьер также украшает огромная хрустальная люстра и искусная лепнина. Благодаря высоким и широким окнам, расположенными в два яруса, в мечеть проникает много света.
Отдельными произведениями искусства можно считать молитвенную нишу и кафедру, выполненную из мрамора и порфира. Сочетание лаконичности неоклассицизма и избыточности барокко делают Ортакей уникальным памятником эклектичной архитектуры.
Говорят, что Абдул-Меджид I был настолько восхищен красотой Ортакёй, что вызвался лично расписывать стены мечети. Он был искусным каллиграфом и украшал интерьер золотой арабской вязью своей рукой.
Торжественное открытие Ортакёй состоялось в 1854 году. Через 40 лет здание сильно пострадало из-за землетрясения. Сложенные из каменных плит минареты разрушились, а стены самой мечети остались. Восстановить постройку удалось лишь спустя 15 лет.
Никогос Бальян также является автором проекта павильона Кючюксу — виллы султана Абдул-Меджида. Небольшой дворец был построен на месте деревянного охотничьего домика, который необходимо было постоянно восстанавливать, так как из-за близости к воде дерево постоянно гнило и деформировалось. Нежелание султана в очередной раз ремонтировать старое здание побудило его обратиться к Никогосу Бальяну.
В миниатюрных размерах дворца, в прихотливости его конструкции чувствуется влияние рококо с его любовью к камерности и приватности, в то время как внешнее убранство богатое декоративными элементами в целом тяготеет к барокко. Парадный фасад Кючюксу обращен к проливу Босфор, чтобы поражать своим великолепием гостей, прибывающих на виллу по воде. А посетило Кючюксу немало известных личностей. В 1862 году будущий король Великобритании Эдуард VII назвал свой визит «наиболее приятной неделей». Здесь гостили также брат императора Александра II, великий князь Константин Николаевич Романов, дядя японского императора принц Комацу.
В 1999 году в павильоне снимали одну из частей бондианы — в фильме «И целого мира мало» с Пирсом Броснаном. Правда, в кино он фигурирует как особняк нефтяной наследницы и находится не в Стамбуле, а в Баку.
Саркис Бальян
Саркис Бальян, сын Карапета, родился в 1835 году. Он также учился в Сент-Барбе вместе со своим братом Никогосом. Но из-за болезни Никогоса они были вынуждены вернуться в Константинополь, так и не завершив обучение. В связи со смертью брата Акопа Бальяна и приходом к власти султана Абдул-Хамида II в 1875 году Саркису пришлось на время приостановить карьеру. Из-за политических взглядов он был сослан в Европу на 15 лет, но в конце концов Бальян вернулся в Османскую империю. Он скончался в 1899 году.
В 1861 году началось строительство дворца Бейлербейи, проект которого разработали Саркис и Карапет Бальян по заказу султана Абдул-Азиза. Резиденцию возвели на месте сгоревшего деревянного дворца. Спустя 4 года состоялось открытие, которое сопровождалось пышной церемонией.
Ризалитный фасад, обращенный к проливу Босфор, навевает ассоциации с богатыми венецианскими палаццо XIX века. Первоначальный интерьер Бейлербейи сохранился до наших дней. Его богатство подчеркивают китайские фарфоровые вазы, шелковые ковры, хрустальные люстры, орнаменты в стиле восточного барокко. Росписи на плафонах были выполнены Иваном Айвазовским.
Бейлербейи напоминает европейские дворцы для увеселений XVIII века, вошедшие в моду в эпоху рококо. Раньше в парке дворца было множество беседок и оранжерей, мраморных и бронзовых статуй, зверинец для леопардов, а в пруду плавали золотые рыбки.
Дворец неоднократно посещали знаменитые личности, в том числе последняя французская императрица Евгения. С ее приездом связана мистическая история. В Бейлербейи ей было выделено несколько комнат. Супруге Наполеона III настолько понравились окна в одном из интерьеров, что она повелела сделать такие в своем дворце в Тюильри. В 1871 дворец королевы сгорел дотла. Примерно в это же время пожар начался и в стамбульской резиденции, но огонь удалось своевременно потушить.
Саркис Бальян также занимался строительством культовых сооружений. В конце 1860-х – начале 1870-х он руководил строительством мечети Пертевниял Валиде Султан, названной в честь пятой супруги султана Махмуда II и матери будущего правителя Абдул-Азиза.
Входную группу мечети венчает золотая монограмма Абдул-Азиза на зеленом фоне. Саркис Бальян переосмыслил готический стиль, а также веяния мавританского и индийского зодчества. Это читается в тонком орнаментальном кружеве каменной резьбы, в стрельчатых арочных оконных проемах, в витиеватых линиях. Венчает мечеть небольшой купол на барабане в форме двенадцатигранника. К сожалению, утонченность подобного решения современники не оценили — они посчитали, что мечеть лишена величия. Во внутреннем убранстве преобладают синий, голубой и позолота.
Помимо здания мечети, комплекс включает в себя библиотеку и усыпальницу (тюрбе) Пертевниял Султан. Сегодня она является одной из самых известных достопримечательностей Стамбула.
В 1863 году по проекту Саркиса и Акопа Бальянов был построен дворец Чираган. Он был выполнен духе европейских монарших резиденций XVIII века, что отчасти сближает его с Бейлербейи. Однако у этого здания гораздо более протяженный фасад, а влияние барокко в экстерьере сведено к минимуму. В его оформлении можно найти элементы готики, а также влияния китайских, мавританских и фатимидских архитектурных традиций. Подобный синтез делает Чираган уникальным памятником эклектики. Чтобы завершить экстерьерное оформление дворца, Саркис и Акоп Бальяны совершили путешествие в Испанию, Северную Африку, Китай, чтобы узнать больше об архитектурных стилях.
В 1910 году полудеревянное здание сильно пострадало из-за пожара. В конце 80-х годов ХХ столетия его восстановлением занялись японские предприниматели. К сожалению, об исторической достоверности интерьеров они не позаботились. Попытка приблизить их к первоначальному облику была предпринята в 2007 году. Сегодня в Чирагане располагается одна из самых красивых гостиниц Стамбула.
Студентка дипломного курса Казанского государственного института культуры по специальности «Арт-критика» Инесса Крюкова для Армянского музея Москвы