Династия Бальянов: архитекторы, изменившие визуальный облик Стамбула

Династия Бальянов: архитекторы, изменившие визуальный облик Стамбула

Бальяны — династия зодчих, преобразивших облик Стамбула. Они строили казармы, мечети и дворцы для многих турецких султанов. В наше время многие из этих зданий являются популярными достопримечательностями Турции и базой для различных музеев. Армянский музей Москвы рассказывает о творчестве знаменитых архитекторов.

Мереметчи Бали Калфа 

Основателем династии Бальянов считается Мереметчи Бали Калфа, также известный как Керестеджи Уста, что в переводе с турецкого означает «мастер по дереву». Когда он родился — никто не знает, скорее всего, в начале XVII века. Зато известно, что местом его рождения является село Деревенк в провинции Кайсери Османской империи. 

В начале XVIII века Бали Калфа переехал в Стамбул, где стал работать ремонтником во дворце. Впоследствии его назначили придворным архитектором султана. 

Бали Калфа женился на Филор Хатун. У них родились четверо детей: Крикор, Бедрос, Сенекерим и Чичилия. Калфа скончался в 1803 году. Архитектурное дело отца продолжили только сыновья Крикор и Сенекерим. 

Крикор Бальян

Первым фамилию Бальян стал носить мастер Крикор. Он родился в кесарийском селе Деревенк в 1764 году. Крикор Бальян стал известен прежде всего как придворный архитектор султана Абдул-Хамида I. Образование он получил в парижской Школе изящных искусств. В 1820 году Крикор был сослан в Кейсери из-за участия в конфликте между Армянской апостольской церковью и Армянской католической церковью. Позднее он был помилован, и смог вернуться в столицу Османской империи. Крикор Бальян умер в 1831 году.

Казармы Селимие. Фото: Википедия

К сожалению, многие из построек Крикора Бальяна либо не сохранились до наших дней, либо претерпели существенные изменения. Одна из них — казармы Селимие в районе Уксюдар. Строительство первых зданий началось в 1799 году. Казармы были частью программы Османской империи, главная цель которой состояла в том, чтобы догнать европейские страны в военной отрасли. 

В азиатской части Стамбула было возведено огромное сооружение в форме четырехугольника с большим изолированным внутренним парадным двором. Бальян также учел холмистость рельефа, поэтому количество этажей в разных частях здания варьируется от трех до пяти. Суровый и аскетичный облик казармы должен был отражать мощь, дисциплинированность и силу османской армии. Сейчас в здании казармы располагается 1-я полевая армия Сухопутных войск Турции, а часть помещений отдана под музеи.

Мечеть Нусретие. Фото: Freepik

В 1820-х годах Крикор Бальян начинает работу над мечетью Нусретие или «Мечетью Победы». Она была возведена на месте сгоревшей мечети Арабаджилар в честь победы султана Махмуда II над янычарами.

В то время мечеть Нусретие была самой большой в Стамбуле. Между двумя ее минаретами вешали растяжки с цитатами из Корана, которые можно было прочесть даже с кораблей, идущих через Босфор. В качестве основного строительного материала Крикор Бальян использовал серый тесаный камень. Входную группу венчают богатые рельефы с растительными мотивами, а также роспись и арабская каллиграфия золотистого цвета на черном фоне. Благодаря точному расчету пропорций, мечеть, несмотря на малый размер, выглядит легко и величественно.

Внутреннее убранство Мечети Нусретие. Фото: turk.expert

Зодчий переосмысляет традиции культовой османской архитектуры, берущие свое начало в храмовом строительстве Византии, умело сочетая их с чертами османского барокко и ампира. Подобная комбинация стилей нередко прослеживается в творчестве Бальянов.

Карапет Бальян

В 1800 году у Крикора Бальяна и его жены Согоме Северьян родился сын Карапет. На момент смерти отца Карапет не имел опыта, чтобы унаследовать должность архитектора при дворе султана. Поэтому свою карьеру Бальян начал со службы у дяди по материнской линии — зодчего Оганнеса Северьяна. Позже Карапет Бальян служил придворным архитектором у трех султанов: Махмуда II, Абдул-Меджида I и Абдул-Азиза. 

Творчество Карапета пришлось на эпоху историзма и расцвета эклектизма. Помимо строительства, архитектор активно занимался научными исследованиями в области армянского зодчества, а также принимал активное участие в образовательных и административных делах армянского сообщества. На архитектурном поприще Карапета Бальяна сменили его сыновья: Никогос, Саркис, Акоп и Симон. Все они получили образование в колледже Сент-Барбе в Париже.

Портрет Карапета Бальяна. Фото: Википедия


Помимо барокко, Карапет и Никогос Бальяны в своем творчестве также использовали черты классицизма и рококо. Классицизм — лаконичный по своим формам стиль. Он наследует черты античной греческой архитектуры. Основное внимание в классицизме уделяется пропорциям. В оформлении зданий часто используют спокойные цвета: белый, светло-желтый, серый, бледно-розовый и бледно-голубой. А рококо предпочитает прихотливые и замысловатые линии, стилизованные растительные орнаменты и рокайли — мотивы в виде морских раковин. 

Искусствоведы и по сей день не могут договориться между собой, что есть рококо: отдельный стиль или ответвление стиля барокко? Тем не менее, различия все же есть. Барокко симметричен и изобилует контрастами, в то время как декор в рококо строится на асимметрии и плавности форм. Барокко подчеркивает публичное величие и акцентирует внимание на экстерьер, в то время как рококо — преимущественно интерьерный стиль, сосредоточенный на неприкосновенности частной жизни. 


Карапет и его сын Никогос в 1825 году закончили строительство дворца Долмабахче в Стамбуле. Проект дворца заказал султан Абдул-Меджида I, которому наскучили резиденции в типично османском стиле.

Дворец Долмабахче. Фото: enjourney.ru

Экстерьер здания сочетает в себе черты барокко, классицизма и рококо. С противоположной стороны дворец выглядит скромнее. В Долмабахче смешение стилей привело к излишнему украшательству и декоративной перегруженности, однако таково было желание заказчика — султан в первую очередь хотел поразить своих гостей, чтобы великолепие его резиденции затмевало богатство европейских дворцов. Но подобный эклектизм — лишь предтеча эмоциональной архитектуры Шарля Гарнье, что прекрасно отражено в здании Гранд Опера в Париже, построенного десятью годами позже. 

Врата Сокровищницы раньше служили главным парадный входом в Долмабахче. По своему строению они напоминают триумфальную арку. Их вид должен был служить напоминанием о политической мощи Османской империи и ее правителя. Тугра (знак власти султана), богатая лепнина и роскошные рельефы создают визуальное великолепие Врат. Орнаменты, использованные при их декоре, повторяются в интерьерных росписях. 

Императорская лестница в Долмабахче. Фото: resortturkey.ru

Архитекторы при строительстве использовали передовые достижения инженерной мысли того времени: например, главным источником дневного света в одном из помещений Долмабахче, где находится знаменитая хрустальная лестница, служат своды из стекла и металла. Хрустальные люстры также украшают многочисленные интерьеры дворца, каждая из которых уникальна и неповторима — самая большая весит 4,5 тонны и рассчитана на 750 ламп. Хрусталь для них везли из Богемии и французского города Баккара. Помимо этого, в оформлении внутренних помещений также использовалось много золота и серебра.

Сейчас во дворце располагаются музеи часов, где выставляются часовые механизмы из Национальной коллекции часов, и изобразительного искусства. Особый интерес представляет картина Ивана Айвазовского «Венеция», 1874 года. Картина оказалась в Стамбуле не случайно. Впервые живописец прибыл в город по распоряжению Абдул-Меджида I в 1845 году. В дальнейшем Айвазовский побывал в городе еще несколько раз и написал множество полотен для турецких султанов. 30 из них можно увидеть в столице Турции и сегодня. 

Мечеть Долмабахче. Фото: needpix.com

Южнее от дворца располагается мечеть Долмабахче, сделанная в стиле барокко. По сравнению с резиденцией она выглядит гармоничнее. Наружные стены минаретов испещрены вертикальными желобками-каннелюрами. Огромные оконные проемы с видом на пролив должны были напоминать о необъятной, как Босфор, мощи Османской империи.

Интерьер мечети сочетает в себе два стиля — барокко и ампир. Кафедра и молитвенные ниши выполнены из красного порфира и инкрустированы золотом. Выбор камня также не случаен. Издавна порфир символизирует богатство и власть. В Древнем Египте он использовался для изготовления саркофагов фараона, а древнеримские императоры пользовались ваннами из полированного порфира. Мечеть также украшает огромная хрустальная люстра. 

Интерьер мечети Долмабахче. Фото: russo-travel.ru

Никогос Бальян

Старший сын Карапета — Никогос — родился в 1826 году. Помимо работы над собственными архитектурными проектами, он также занимался просветительской деятельностью. Никогос открыл собственную архитектурную школу, чтобы передавать полученные в колледже Сент-Барб знания новому поколению зодчих. В 1858 году Бальян скончался от брюшного тифа. Продолжил семейное дело его сын — Левон Бальян.

В 1850-х годах в Стамбуле по распоряжению Абдул-Меджида I Никогос Бальян построил мечеть Ортакёй с двумя минаретами в стиле османского барокко с чертами неоклассицизма. Внутреннее убранство мечети поражает великолепием розовой мозаики, многочисленными золотыми росписями. Интерьер также украшает огромная хрустальная люстра и искусная лепнина. Благодаря высоким и широким окнам, расположенными в два яруса, в мечеть проникает много света.

Портрет Никогоса Бальяна. Фото: Википедия

Отдельными произведениями искусства можно считать молитвенную нишу и кафедру, выполненную из мрамора и порфира. Сочетание лаконичности неоклассицизма и избыточности барокко делают Ортакей уникальным памятником эклектичной архитектуры.

Говорят, что Абдул-Меджид I был настолько восхищен красотой Ортакёй, что вызвался лично расписывать стены мечети. Он был искусным каллиграфом и украшал интерьер золотой арабской вязью своей рукой. 

Торжественное открытие Ортакёй состоялось в 1854 году. Через 40 лет здание сильно пострадало из-за землетрясения. Сложенные из каменных плит минареты разрушились, а стены самой мечети остались. Восстановить постройку удалось лишь спустя 15 лет. 

Мечеть Ортакёй. Фото: Википедия

Никогос Бальян также является автором проекта павильона Кючюксу — виллы султана Абдул-Меджида. Небольшой дворец был построен на месте деревянного охотничьего домика, который необходимо было постоянно восстанавливать, так как из-за близости к воде дерево постоянно гнило и деформировалось. Нежелание султана в очередной раз ремонтировать старое здание побудило его обратиться к Никогосу Бальяну.

В миниатюрных размерах дворца, в прихотливости его конструкции чувствуется влияние рококо с его любовью к камерности и приватности, в то время как внешнее убранство богатое декоративными элементами в целом тяготеет к барокко. Парадный фасад Кючюксу обращен к проливу Босфор, чтобы поражать своим великолепием гостей, прибывающих на виллу по воде. А посетило Кючюксу немало известных личностей. В 1862 году будущий король Великобритании Эдуард VII назвал свой визит «наиболее приятной неделей». Здесь гостили также брат императора Александра II, великий князь Константин Николаевич Романов, дядя японского императора принц Комацу.

Дворец Кючюксу. Фото: turktrip.ru

В 1999 году в павильоне снимали одну из частей бондианы — в фильме «И целого мира мало» с Пирсом Броснаном. Правда, в кино он фигурирует как особняк нефтяной наследницы и находится не в Стамбуле, а в Баку. 

Саркис Бальян  

Саркис Бальян, сын Карапета, родился в 1835 году. Он также учился в Сент-Барбе вместе со своим братом Никогосом. Но из-за болезни Никогоса они были вынуждены вернуться в Константинополь, так и не завершив обучение. В связи со смертью брата Акопа Бальяна и приходом к власти султана Абдул-Хамида II в 1875 году Саркису пришлось на время приостановить карьеру. Из-за политических взглядов он был сослан в Европу на 15 лет, но в конце концов Бальян вернулся в Османскую империю. Он скончался в 1899 году. 

Портрет Саркиса Бальяна. Фото: Википедия

В 1861 году началось строительство дворца Бейлербейи, проект которого разработали Саркис и Карапет Бальян по заказу султана Абдул-Азиза. Резиденцию возвели на месте сгоревшего деревянного дворца. Спустя 4 года состоялось открытие, которое сопровождалось пышной церемонией. 

Ризалитный фасад, обращенный к проливу Босфор, навевает ассоциации с богатыми венецианскими палаццо XIX века. Первоначальный интерьер Бейлербейи сохранился до наших дней. Его богатство подчеркивают китайские фарфоровые вазы, шелковые ковры, хрустальные люстры, орнаменты в стиле восточного барокко. Росписи на плафонах были выполнены Иваном Айвазовским.

Дворец Бейлербейи. Фото: ilksutour.com

Бейлербейи напоминает европейские дворцы для увеселений XVIII века, вошедшие в моду в эпоху рококо. Раньше в парке дворца было множество беседок и оранжерей, мраморных и бронзовых статуй, зверинец для леопардов, а в пруду плавали золотые рыбки.

Дворец неоднократно посещали знаменитые личности, в том числе последняя французская императрица Евгения. С ее приездом связана мистическая история. В Бейлербейи ей было выделено несколько комнат. Супруге Наполеона III настолько понравились окна в одном из интерьеров, что она повелела сделать такие в своем дворце в Тюильри. В 1871 дворец королевы сгорел дотла. Примерно в это же время пожар начался и в стамбульской резиденции, но огонь удалось своевременно потушить. 

Мечеть Пертевниял Валиде Султан. Фото: moystambul.ru

Саркис Бальян также занимался строительством культовых сооружений. В конце 1860-х – начале 1870-х он руководил строительством мечети Пертевниял Валиде Султан, названной в честь пятой супруги султана Махмуда II и матери будущего правителя Абдул-Азиза.

Входную группу мечети венчает золотая монограмма Абдул-Азиза на зеленом фоне. Саркис Бальян переосмыслил готический стиль, а также веяния мавританского и индийского зодчества. Это читается в тонком орнаментальном кружеве каменной резьбы, в стрельчатых арочных оконных проемах, в витиеватых линиях. Венчает мечеть небольшой купол на барабане в форме двенадцатигранника. К сожалению, утонченность подобного решения современники не оценили — они посчитали, что мечеть лишена величия. Во внутреннем убранстве преобладают синий, голубой и позолота.

Портрет Акопа Бальяна. Фото: Википедия

Помимо здания мечети, комплекс включает в себя библиотеку и усыпальницу (тюрбе) Пертевниял Султан. Сегодня она является одной из самых известных достопримечательностей Стамбула. 

В 1863 году по проекту Саркиса и Акопа Бальянов был построен дворец Чираган. Он был выполнен духе европейских монарших резиденций XVIII века, что отчасти сближает его с Бейлербейи. Однако у этого здания гораздо более протяженный фасад, а влияние барокко в экстерьере сведено к минимуму. В его оформлении можно найти элементы готики, а также влияния китайских, мавританских и фатимидских архитектурных традиций. Подобный синтез делает Чираган уникальным памятником эклектики. Чтобы завершить экстерьерное оформление дворца, Саркис и Акоп Бальяны совершили путешествие в Испанию, Северную Африку, Китай, чтобы узнать больше об архитектурных стилях. 

Дворец Чираган. Фото: moystambul.ru

В 1910 году полудеревянное здание сильно пострадало из-за пожара. В конце 80-х годов ХХ столетия его восстановлением занялись японские предприниматели. К сожалению, об исторической достоверности интерьеров они не позаботились. Попытка приблизить их к первоначальному облику была предпринята в 2007 году. Сегодня в Чирагане располагается одна из самых красивых гостиниц Стамбула.

Студентка дипломного курса Казанского государственного института культуры по специальности «Арт-критика» Инесса Крюкова для Армянского музея Москвы

Династия Бальянов: архитекторы, изменившие визуальный облик Стамбула