До «Растерзанной Армении»: «Резня в Константинополе» — первый фильм о резне армян
Первым известным фильмом, который рассказывает о Геноциде армян, является «Растерзанная Армения» 1919 года по мотивам одноименной книги Авроры Мардиганян. Однако выяснилось, что еще до «Растерзанной Армении», была снята другая картина, посвященная резне армян. Армянский музей Москвы публикует перевод статьи издания The Armenian Weekly о фильме «Резня в Константинополе».
Американский фильм «Растерзанная Армения» вышел в 1919 году и стал первой картиной, рассказывающей о Геноциде армян во время Первой мировой войны. Оптикой фильма стал опыт пережившей Геноцид Авроры Мардиганян. Снятый Оскаром Апфелем и спродюсированный пионером кинопроизводства Уильямом Николас Селигом на 8-миллиметровую пленку, немой фильм был заказан Американским комитетом помощи армянам и сирийцам (ACASR) (он же — Американский фонд помощи народам Ближнего Востока). Комитет был создан в США в 1915 году для помощи жертвам Геноцида. Представитель ACASR Оливер Харриман объяснял, что цель фильма — познакомить зрителей с «растерзанной Арменией» и «визуализировать произошедшее, чтобы не было непонимания в сознании ни одного человека о тех ужасных событиях, что были обнаружены». «Экран был выбран посредником,— добавил он, — потому что он достигает миллионов, в то время как печатное слово достигает тысяч».
«Растерзанная Армения» имела огромный прокатный успех в США, Европе, Южной Америке и даже Австралии. Картина пользовалась огромным вниманием со стороны общественности, после ее выхода возросли пожертвования для помощи пострадавшим армянам. Так, несмотря на высокую стоимость билетов — 10 долларов (на сегодняшний день это составляет около 150 долларов), все 12 дней кинозал Нью-Йорка был заполнен. Вместимость театра составляла примерно 1000 человек. На премьеру фильма в Сиднее 10 января 1920 года собралась такая толпа, что «несколько сотен» человек не смогли попасть на показ.
Сохранилась только одна пленка. В основу сценария легла книга «Аукцион душ: История Авроры Мардиганян», опубликованная в 1918 году. История начинается в анатолийской деревне в Пасхальный понедельник 1915 года: семью Мардиганян готовят к принудительной высылке. В дороге Аврору непрерывно домогались; в конце концов она сдалась ради спасения своей матери, что не принесло результата. Самая шокирующая сцена в фильме — «распятие» 16 девушек из каравана на крестах. Аврору спасли и доставили в Россию, откуда она на Норвежском корабле отправилась в США. Согласно историку кино Лешу Торчин, это был первый кинофильм когда-либо снятый для поддержки гуманитарной помощи.
С момента обнаружения пленки в 1994 появилось множество статей и книг, анализирующих важность фильма для американского кинематографа и истории гуманитарной помощи. Ярким доказательством этого является выход обновленного издания «Растерзанной Армении», редактором которой стал видный американский историк кино и писатель Энтони Слайд. Однако многих может удивить, что «Растерзанная Армения» не была первым американским фильмом, рассказывающим о страдании армян. Был и другой.
Как известно многим историкам, Геноцид армян во время Первой мировой войны не был первым случаем систематически подготовленного, полномасштабного истребления армян. В 1894–1896 годах десятки тысяч армян были убиты по приказу османского султана Абдул-Хамида II. Ученый Дэниэл Голдхаген отмечает, что «масштабное нападение для истребления армян с 1894 по 1896 годы может по праву называться геноцидом — это было даже более массовое убийство, которое спустя двадцать лет не было расследовано».
Одно из самых массовых убийств, устроенных в столице империи, произошло в Константинополе (Стамбуле). 26 августа 1896 группа вооруженных армян захватила турецкий банк и угрожала взорвать его, если не будут исполнены их политические требования. Они находились в банке тринадцать часов, и все, что они получили, — это свободный выезд из страны. После их отъезда преданные правительству турки во главе с султаном устроили неистовые погромы, убив тысячи армян на улицах столицы, прямо под носом иностранных послов. За два дня погромов было убито от пяти до шести тысяч армян. Это событие было широко освещено в в американской и европейской прессе и вызвало возмущение среди гражданских, политических и религиозных лидеров по всему миру.
В июле 1901 года компания Эдисона выпустила немой черно-белый фильм об этих зверствах, назвав его «Резня в Константинополе». Кинокомпания была основана Томасом Эдисоном в 1894 году, почитаемом многими как величайший изобретатель в истории Америки. Он создал фонограф, кинокамеру и электрическую лампочку накаливания. Эдисон вырос на Среднем Западе. Первую продюсерскую компанию он открыл в Вест-Орандж, Нью-Джерси в 1892 году. Вторую основал в 1901 году в творческом районе Манхэттена по адресу 21-я Восточная улица, 41. Самые известные проекты компании Эдисона: «Большое ограбление поезда» (1903), «Приключения Алисы в стране чудес» (1910), первый фильм о Франкенштейне 1910 года и первый в мире сериал «Что случилось с Мэри», вышедший в 1912 году.
На данный момент не были обнаружены ни сценарий, ни фотографии, ни пленка эдисоновского фильма «Резня в Константинополе». В каталоге компании фильм описан так: «Показаны тысячи разъяренных турков, взламывающих двери армянских домов. Они выводят наружу обитателей дома, не только мужчин, но и женщин и маленьких детей, и раздирают их длинными ножами. Затем, забрав все ценное из дома, они сжигают его». Длительность фильма также неизвестна, но, согласно сайту IMDb, длина пленки составляла 19,8 метров. Можно утверждать, что «Резня в Константинополе» была первым американским фильмом о массовом убийстве армян (то, что мы сегодня называем Геноцидом) для широкой аудитории.
Сегодня мы знаем больше о «Растерзанной Армении», чем о предшествующем фильме «Резня в Константинополе». Надеюсь, что эта статья поможет пробудить некоторый интерес к фильму 1901 года, чтобы можно было пролить дополнительный свет на его содержание и влияние на историю кино.
Перевод подготовила Диана Шаграманян
Источник: The Armenian Weekly