Александру Таманяну 145 лет: в день рождения великого архитектора. Часть 2

Александру Таманяну 145 лет: в день рождения великого архитектора. Часть 2

Армянский музей Москвы публикует вторую часть статьи Заруи Таманян — правнучки великого зодчего Александра Таманяна, которому 4 марта 2023 года исполнилось 145 лет.

Герб Первой Республики Армении был разработан Александром Ивановичем Таманяном и художником Акопом Карапетовичем Коджояном в 1918 году.

Герб Армении, 1918 год

В 1919 году по зову сердца, Александр Таманян переехал в Армению, чтобы приложить все свои знания и опыт к делу восстановления Родины. Еще будучи студентом, однажды вечером, в своем скромном Петербургском жилище, листая альбом с фотографиями памятников армянской средневековой архитектуры, Александр сказал своему другу Евгению Шретеру: «Вот увидишь, я буду жить в Армении и строить там». И заветная мечта Таманяна сбылась!

В качестве главного архитектора Армении Таманян приступил к работе в Ереване. Это было очень тяжелое время для страны, и почти ничего не строилось. Имея обширные планы строительства, Таманян изучал местные строительные материалы, особенно камни, и возможности разработки новых карьеров. 

С апреля 1921 по март 1923 года из соображений безопасности, Таманян и его семья жили в Тавризе в Иранe, где Александр Таманян осуществил такие проекты как роспись фасада дома консула РА Мушега Тер-Закаряна, проект дома Мелкона Багдасаряна в Карашенкской части районa Лилавa, проект и постройка Пантеона на территории церкви Святого Саркиса в районе Лилава, застройка улицы г-на Авага (Парнава), проект и застройка одной из центральных улиц Тавриза. По приглашению властей Таманян и его семья вернулись в Армению. 

В 1923 году по проекту Александра Таманяна построили здание 1-й Ереванской гидроэлектростанции с большими арочными проемами и строгим монументальным фасадом. Рядом, под скалой, в таком же стиле была построена трансформаторная подстанция.  

Ереванская ГЭС-I, вид с юго-востока

Этот комплекс является примером творческого использования древних форм армянской архитектуры в индустриальном строительстве. Великий живописец Мартирос Сарьян в газете «Хорурдаин Айастан» восторженно отзывался о творении Таманяна, которое, по его мнению, «затмило собой все здания старого Еревана и стало местом паломничества жителей города в праздничные дни». 

Масштаб деятельности Таманяна просто поражает и восхищает. В 1923 году по инициативе академика Таманяна правительством был учрежден специальный Комитет охраны древностей Армении. Комитет осуществил регистрацию всех ценных объектов Армении, и Таманян руководил важнейшей работой по охране и восстановлению памятников архитектуры. А Союз архитекторов Армении был создан в целях развития армянской архитектуры в 1932 году в Ереване.

Александр Таманян. Работа Мартиросa Сарьянa. Ереван, 1928 год

Великий писатель Аветик Исаакян вспоминал: «Будучи по натуре неутомимым исследователем, Таманян не удовлетворялся своими познаниями. Постоянно выкраивал время для ознакомления со вновь обнаруженными образцами древнего армянского зодчества. Другой наш выдающийся архитектор, ныне тоже покойный Торос Тораманян — они, как братья, любили друг друга — открыл ему наше архитектурное искусство, стал его живым путеводителем в этой области. Они дополняли друг друга, учились друг у друга».

Слева направо: архитектор, историк архитектуры Торос Тораманян, aкадемик Александр Таманян с дочерью Варварой (Арочкой)

В 1926 году, постепенно освобождаясь от многих должностей, Таманян сконцентрировал свое внимание на проектных работах в первой архитектурной мастерской в Армении, которую организовал сам.

Самые известные произведения гениального Таманяна — это конечно же всеми любимые символы Еревана — Театр оперы и балета и Дом правительства с площадью Республики. Над проектом и строительством Театра, который тогда называли «Народный дом», великий зодчий работал с 1926 года до конца своей жизни в 1936 году. 

Проект Народного дома, 1936 год

Гениальный план Таманяна был удостоен Золотой медали на всемирной выставке в Париже в 1937 году. На официальном сайте Оперного театра Армении говорится: «Гордость армянского народа, Оперный театр, расположен в самом сердце столицы Еревана. Это не просто культурное сооружение, но и архитектурный шедевр, автором которого является всемирно известный академик — архитектор Александр Таманян. Именно отсюда поднимаются со сцены все известные оперные произведения, балеты и цвета Армении. Новейший культурный символ Армении предстает перед нами сегодня во всей своей классической красоте, с грандиозной сценой, амфитеатром на более чем 1070 мест, а также с его фойе».

Армянский национальный академический театр оперы и балета им. Александра Спендиаряна

Даже сегодня замысел Таманяна поражает своей гениальностью: театр с двумя сценами и летним и зимним амфитеатрами. Для крупных культурных мероприятий две сцены могли быть объединены в единую большую сцену, благодаря специальным механизмам, позволяющим вращать сцену и кресла. Объединенный зал мог бы вмещать до трех тысяч зрителей.

Торжественная церемония закладки первого камня Театрa оперы и балета состоялась весной 1932 года, и Александр Таманян лично руководил началом строительства театра.

Строящийся Ереванский Tеатр оперы и балета

После смерти Александра Ивановичa в 1936 году проектирование и строительство театра было поручено архитектору Геворгу (Георгию) Александровичу Таманяну, который много лет работал в мастерской отца, как и другие молодые и талантливые архитекторы. Геворг Таманян полностью спроектировал Концертный зал имени Арама Хачатуряна так, чтобы закрытое здание смотрелось как единое целое с оперным театром.

Из воспоминаний Магдалины, младшей сестры Таманяна: «Времени подумать о себе у брата не было. Он был весь поглощен своими большими трудами и казался совершенно измотанным, очень плохо было со зрением. Когда существовал еще только макет Оперного театра, брат Александр сказал: „Может быть, мне не придется ни разу пройти мимо него“. Так и случилось. Саша скончался незадолго до своего 58-летия, и не дожил до того времени, чтобы увидеть свой шедевр. Гроб его принесли и поставили у стены театра, которая еще не доходила и до половины человеческого роста». В 1978 году, к 100-летию Александра Таманяна, в театре были произведены ремонтные работы, переоборудование кулис и внутреннего убранства, чтобы приблизить вид театра к задумке Таманяна.

Имя Александра Таманяна навечно связано с Ереваном, который своей удобной планировкой обязан ему. Еще в 1919 году академик Таманян начал разрабатывать генеральный план Еревана, который был утвержден 3 апреля 1924 года Советом Народных Комиссаров. Ереван стал первым городом Советского Союза, для которого был разработан Генплан. Проект был рассчитан на 150 тысяч жителей. Эта цифра в дальнейшем была пересмотрена и увеличена, поскольку промышленность начала быстро развиваться и население страны начало быстро расти. С момента первого утверждения плана и до конца своей жизни Таманян не переставал работать над его развитием и совершенствованием с учетом климатических особенностей с целью улучшения экологии для здоровья населения.

Генеральный план Ереванa, 1932 год

Вот как в 1924 году Александр Таманян описал свою цель: «При разработке Плана Еревана моей целью было создание такой столицы для нашей Советской Армении, которая отвечала бы всем требованиям во всех сферах нашей жизни — административной, промышленной, торговой, культурной, и в то же время, чтобы у нас был бы здоровый, удобный и красивый город. В своем проекте я использовал принцип и форму города-сада как лучший пример строительства новых городов».

Согласно генплану Таманяна город состоял из нескольких зон. В центре города Таманян разместил административную зону с государственными учреждениями (Дом Правительства и другие) вокруг вновь создаваемой овальной площади им. Ленина (ныне площадь Республики). 

В западной части города на холме Конд, Таманян расположил Музейный район с Государственным музеем из восьми зданий вокруг площади. Широкая лестница по склону холма должна была оттуда выходить к главному проспекту города. Вокруг города планировался кольцевой бульвар с фонтанами, бассейнами и площадками для детских игр. Санатории располагались на левом берегу реки Раздан, защищенном от ветра. Такая продуманная планировка города открывала живописные виды на гору Арарат. 

Вариант застройки Площади Ленина (Республики), Ереван, 1929 год

Две из первоначальных идей Таманяна были реализованы с огромными изменениями спустя многие десятилетия. Речь идет о Северном проспекте и музейном Каскаде. По идее Таманяна, Северный проспект должен был соединить между собой две главные площади — Ленина (сейчас Площадь Республики) и Театральную (сейчас Площадь Свободы).

Помимо плана Еревана, Таманян создал планы других армянских городов, которые не были в значительной степени реализованы: Ленинакан (Гюмри), Вагаршапат (Эчмиадзин), Нор Баязет (Гавар), Степанакерт, Лукашин (Армавир), Нубарашен (Советашен), Нор Арабкир, Раздан. Для сел Нубарашен и Лукашин, Александр Таманян спроектировал также и здания. Создавая новое, Таманян всегда заботился о представляющих историческую ценность памятниках древности. 

План Вагаршапатa (Эчмиадзин), Армения, 1926 год

За проект Дома правительства в Ереване, Александр Таманян был посмертно удостоен Сталинской премии в 1942 году. На сайте Дома правительства Армении говорится следующее: «Строительство Дома правительства в 1952 году завершил сын автора — архитектор Геворг Таманян, с добавленным в восточной части большим залом заседаний. Дом правительства является первым зданием, построенным на центральной овальной площади, предусмотренной генеральным планом Александра Таманяна в 1924 году, тем самым став ориентиром, определившим собой высоту, горизонтальные ответвления, масштаб, ритм и стилистические особенности зданий, построенных здесь в дальнейшем».

Дом правительства на площади Республики в Ереване

Академик Таманян обожал свое искусство и отожествлял его с музыкой, которую очень любил. Он говорил: «Архитектура — это каменная музыка». В 1934 году Александр Таманян сказал: «Архитектура — самое понятное народу искусство, поэтому высокий уровень архитектуры города имеет большое воспитательное значение».

Русский и советский архитектор, академик, заслуженный архитектор СССР, Алексей Щусев писал: «Таманян всегда был талантливым мастером и подлинным мыслителем в своей специальности, что по праву снискало ему славу одного из крупнейших зодчих Советского Союза».

Хочу заметить, что поистине талантливые и успешные люди не завидуют друг другу, а наоборот восхищаются и радуются успехам других. Академик Таманян и его семья дружили с виднейшими деятелями искусства, науки и культуры.

Академик Александр Таманян

Александр Таманян всю жизнь был честным, порядочным и очень скромным человеком. Работая без отпусков, ютившись в маленькой двухкомнатной квартирке с семьей в 8 человек, супруги Таманяны с радостью принимали у себя всех деятелей искусства, науки и гостей Республики. Надо отдать должное правительству Армении тех лет, которое решило построить для Таманяна отдельный особняк, чтобы улучшить тем самым его жилищные условия. Однако Таманян попросил эти средства направить на строительство Народного дома (Oперного театрa)! Мы не теряем надежду, что в Ереване вскоре вновь откроется личный музей Александра Таманяна, ведь он, как и все великие сыны Родины, заслуживает вечную память. 

Творчество Таманяна можно исследовать бесконечно и многие из его проектов мало изучены до сих пор. Необходим музей, чтобы должным образом сохранить бесценный архив Мастера и представить его великое наследие вниманию народа, будущих архитекторов и гостей Еревана. Хочется надеяться, что следующий день рождения Таманяна будет праздноваться в его личном музее!

С юбилеем Вас, мой дорогой прадедушка, Александр Таманян!

Заруи Таманян, правнучка Александра Таманяна

Александру Таманяну 145 лет: в день рождения великого архитектора. Часть 2