Газеты Российской империи и помощь армянским беженцам
Во время Первой мировой войны и Геноцида многие армяне, спасаясь от резни, бежали в том числе и в Российскую империю. Армянский музей Москвы публикует перевод статьи доктора исторических наук Аси Дарбинян о российских газетах, которые собирали помощь для армянских беженцев и освещали их проблемы.
Первая мировая война 1914–1918 годов стала беспрецедентным бедствием и повлияла на жизни миллионов людей — военных и гражданских, служивших на поле боя и в тылу — бросив вызов всему человечеству. Во время войны, начавшейся на Кавказском фронте в ноябре 1914 года, были организованы массовые депортации населения, которые сопровождались жестокими убийствами, преследованиями, изнасилованиями, голодом и эпидемиями. Депортация была результатом войны и геноцида, который систематически осуществляло правительство Османской империи против своих армянских поданных.
К концу лета 1915 года сотни тысяч беженцев, большинство из которых были армянами, пересекли османско-российскую границу, что привело к большому гуманитарному кризису в Закавказье. Правительство Российской империи (как военные, так и гражданские власти), государственные общественные учреждения (Татьянинский комитет, Всероссийские союзы), а также местные армянские комитеты (Армянское благотворительное общество, Комитет братской помощи) собрали все силы на то, чтобы оказать помощь более двумстам тысячам беженцев в Александрополе (Гюмри), Эчмиадзине, Эривани (Ереван), Тифлисе (Тбилиси) и других городах.
Чтобы достучаться до различных общин и предоставить голос беженцам, которые ищут приют, еду и теплую одежду, государственные и благотворительные организации задействовали всю мощь печатной прессы. Ряд газет и периодических изданий Российской империи размещали в своих номерах призывы собрать средства и помочь беженцам справиться с этой катастрофической ситуацией.
Еженедельная газета «Беженец» издавалась в Москве в 1915 году. Она была полностью посвящена заботам и нуждам беженцев в Российской империи. В отличие от большинства периодических изданий того времени, в газете не было иллюстраций и карикатур. Вместо этого она публиковала полные тексты законов и постановлений, принятых правительством для координации жизни и передвижения беженцев. Более того, «Беженец» сообщал об усилиях различных комитетов, которые привлекали внимание к нуждам беженцев, и отмечал важность каждого, кто оказывал помощь.
Например, в номере газеты от 4 октября 1915 года была опубликована колонка, в которой говорилось об усилиях Московского армянского комитета, отправлявшего с октября 1914 года беженцам на Кавказ деньги, медицинскую помощь и одежду. В статье также рассказывалось о работе комитета в Алашкерте (Элешкирт), Аштараке и Эчмиадзине. К августу 1915 года число беженцев было настолько высоким, что города не могли приютить их, что усложняло ситуацию. Также в колонке были указаны адрес и номер телефона московского офиса комитета, чтобы побудить москвичей и жителей Империи оставлять пожертвования и поддерживать работу организации. С этой же целью в каждом номере «Беженца» публиковались подробные списки находившихся в Москве национальных комитетов помощи — армянских, эстонских, еврейских, латвийских, литовских и польских. Кроме того, в газете был раздел «Розыск беженцев» — распространенная практика среди периодических изданий, выходивших в военное время — который помогал беженцам найти потерянных членов семьи.
Периодическое издание, которое с 1917 года издавал Московский армянский комитет — еженедельник «Армянский вестник» — было полностью посвящено вопросам перемещения армянских беженцев на Кавказе и в восточных провинциях Османской империи и тому, как им помочь. Кроме того, в попытке начать сбор средств «Армянский вестник» рассказывал о мероприятиях, которые проводили волонтеры, собирая помощь для беженцев.
Среди прочего, еженедельник широко освещал спасение похищенных армянских женщин и детей из мусульманских семей, а также инициативу «один армянин — один [кусок] золота». Суть которой заключалась в пожертвовании одной османской лиры (равной 18 рублям), которая могла бы освободить одного армянина. Эта инициатива стала очень популярной среди школьников из разных общин Российской империи. Множество детей отправляли конверты с пожертвованиями, чтобы помочь освободить армян из «курдского плена». В письме (написанном от руки на армянском языке) на имя редактора «Армянского вестика» Ованеса Амирова второклассница Вардуи Масумян из Астрахани написала, что «желает освободить пятерых человек» и прислала для этого 90 рублей. Вардуи также попросила при возможности прислать ей имена освобожденных.
В то время как «Беженец» и «Армянский вестник» в основном были посвящены беженцам, «Искры» — иллюстрированный литературный журнал с карикатурами, выходивший еженедельно в Москве с 1900 по 1917 год — писала про международную политику и жизнь в глубинках Российской империи.
С 1914 по 1917 год газета активно освещала события на военном фронте и в тылу. Номер «Искр» от 1 ноября 1915 года обратил внимание читателей на Кавказский фронт Первой мировой войны. На первой полосе была фотография генерала Николая Юденича — командующего Кавказской армией. Вторая страница была посвящена положению беженцев в Закавказье. В статье под названием «Армяне беженцы» жаловались:
В настоящую войну неописуемые страдания напали на долю турецких армян. После отступления русских войск из Вана безоружное армянское население из опасения новой резни со стороны турецких войск и вооруженных курдских банд бежало в пределы России. Направились к Эчмиадзину, где к 20 июля текущего года их собралось до 100 000 человек под открытым небом, голодных, истощенных, больных. Внезапное прибытие такой огромной массы безработных застало всех в врасплох. К моменту прибытия беженцев в Эчмиадзине оказались только врачебно-питательные отряды московского армянского комитета и комитета «Братской помощи». В последствии прибыли другие армянские организации. Общее число беженцев армян, нашедших приют в пределах России, — 250 000 человек.
К статье были прикреплены три фотографии детей-беженцев в Эчмиадзине. Первая фотография была сделана в детском доме №2 Московского армянского комитета, который был маленьким и лучше финансировался, поэтому дети на снимке полностью одеты и выглядят опрятно. На второй и третьей фотографии изображены дети-сироты и их опекуны — няни и администраторы — в приюте Эчмиадзинского комитета братской помощи. Этот приют находился под большим давлением из-за нескончаемого потока беженцев в Эчмиадзин и отсутствия необходимых средств. Таким образом, фотографии отражали отчаянное состояние этих маленьких людей — голодных, одетых в лохмотья, выстроившихся в очередь за своей порцией еды. Эти изображения и подробные отчеты должны были призвать жителей империи к сочувствию и состраданию к беженцам, нуждающимся в заботе и поддержке.
Ежедневная литературно-политическая газета «Каспий», издававшаяся в Баку с 1890-х годов, также говорила о перемещениях беженцев на османско-российских границах и их нужде в помощи в военное время на Кавказе. Один из заголовков номера «Каспия» от 21 мая 1915 года гласил: «Сегодня день помощи армянским беженцам». Он был посвящен кампании по сбору средств для армянских беженцев в Закавказье.
Правительство Российской империи выделяло средства и организовывало работу по оказанию помощи армянам, бежавших от войны и геноцида, обширные отчеты о состоянии и потребностях беженцев, фотографии детей и детских домов, а также призывы к простым людям с просьбой о пожертвованиях и поддержке. Опубликованные в периодических изданиях сведения также сыграли значительную роль в повышении осведомленности и помощи сотням тысяч беженцев едой, лекарствами и теплой одеждой в те кризисные времена.
Источник: Asya Darbinyan — The Armenian Weekly