Ян Рустем — художник эпохи ампира
Художник и педагог армянского происхождения Ян Рустем родился в столице Османской империи Константинополе, однако большую часть своей жизни прожил на территории Латвии, Польши и Белоруссии, входивших в состав Российской империи. К сожалению, его творчество не особо знакомо широкой публике и большинству любителей изобразительного искусства. Армянский музей Москвы рассказывает о вкладе Яна Рустема в историю живописи.
Ян Рустем родился в Константинополе около 1762 года. Мальчик рано осиротел, но ему повезло: князь Адам Чарторыйский взял ребенка к себе на попечение. Такое покровительство помогло ему обучиться живописи, сначала в Польше, а затем — в Германии.
Ян Рустем — довольно разносторонний мастер. Он хорошо владел несколькими техниками живописи и графики — начиная маслом и заканчивая акварелью. В ранний период его творчества тяготеет к стилю ампир, а позднее в нем начинают проявляться черты романтизма.
Групповой портрет Марии Мирской, Адама Наполеона Мирского и Барбары Шумской написан в 1808 году. Франция в то время продолжала активно накапливать военную и политическую мощь, оставаясь при этом законодательницей в сфере искусства и моды. Поэтому Ян Рустем изображает Марию Мирскую в легком белом античном платье и в сандалиях, уподобляя девушку древнегреческой танцовщице. В начале XIX века подобные платья вошли в моду. Они были очень легкими (их вес достигал в среднем 300 грамм), не стесняли движений и скрывали недостатки фигуры за счет завышенной талии и прямого кроя. Некоторые девушки любили смачивать их водой, чтобы влажная ткань слегка подчеркивала очертания их тел. Конечно, в подобном наряде было очень холодно, поэтому в моду входят теплые шали (особенно популярными были турецкие, с орнаментом в виде «огурца»). Ян Рустем немного отступает от этой моды и пишет однотонную летящую шаль золотисто-горчичного оттенка, подчеркивая золотистый блеск кимвал в руках Марии.
Адам Наполеон Мирский изображен в виде путти, иначе говоря, купидона или амура. Поначалу его можно даже не заметить, так как он находится в тени. Он с любопытством наблюдает за танцем Марии.
Барбара Шумская, скорее всего, предстала в произведении Рустема в образе Терпсихоры — античной музы и покровительницы танца. На это указывает лира в ее руке. Однако недостает двух атрибутов — венка на голове и плектры (медиатора). Взгляд Шумской направлен прямо на зрителя — она пытается вовлечь его в действо, происходящее в картине. Фоном служат ионические колонны и природный пейзаж. В целом произведение выдержано в духе ампира, однако в развивающихся кудрях девушек и путти, в том, как написано небо с темными облаками и лучами солнца, горящими на горизонте, чувствуется веяние романтизма.
Походы Наполеона породили в Европе увлечение темой Востока, которое еще не скоро отпустит западных художников и аристократов. Однако интерес к арабским странам был немного поверхностным и касался больше каких-то внешних характеристик, нежели внутреннего содержания, который кроется в восточной литературе и философии. Так, в моду вошли тюрбаны, что прекрасно видно по портрету Кристины Франк. В глаза бросается немного неестественное положение головы модели, однако этот недостаток компенсируется колоритом картины. Тюрбан цвета золотистой охры прекрасно гармонирует с бархатной зеленой шалью. Рустем изображает свою героиню на затемненном фоне с облаками, высвечивая теплым светом лицо Франк, достигнув эффекта театральности. Лицо девушки игриво обрамляют кудри. В руках она держит журнал, возможно, посвященный последним тенденциям моды. Кристина смотрит на зрителя задумчиво и будто даже сквозь него.
В образе удаляющейся с бала девушки изображает Рустем Анну Ванькович. Она легко ступает по паркету изящными ножками. Обувь ее уже больше походит на ту, что носили в первой половине XIX века, но платье ближе к античным модам. С плеч девушки ниспадает зеленая шаль с орнаментом. Фоном служит ярко-красная драпировка. Позже мотив удаляющихся с бала гостей до своего логического завершения доведет Карл Брюллов в «Портрете графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», только романтическое противоборство одинокой личности и толпы у русского художника станет более заметным. Ян Рустем же только искал этот мотив, его произведение выглядит камерным.
Анна Ванькович была супругой Антона Ваньковича, игуменского уездного предводителя. Ян Рустем также написал и его портрет. На нем изображен статный мужчина во время охоты, однако постановочность здесь очевидна. Колорит картины выдержан в теплых зеленых тонах. У ног героя мы видим собаку и мертвую дичь. В начале XIX века мужская мода претерпела значительные изменения благодаря английскому денди Джорджу Браммеллу. С его подачи представители сильного пола начали одеваться просто и со сдержанной элегантностью. Главным украшением мужского туалета стал шейный платок, который учились красиво завязывать и правильно крахмалить. Подобный аксессуар можно разглядеть и у Антона Ваньковича.
Можно сказать, что все мужские образы Яна Рустема наполнены благородностью и сдержанностью. В автопортретах, портрете Шимона Довконта, Яна Снядецкого и палитра более лаконичная, предпочтение отдается в основном черному, белому, коричневому, а фон чаще всего нейтральный. Однако подача остается такой же открытой. Художник пишет смелых, сильных и умных людей и мастерски передает характер портретируемого.
Творчество Яна Рустема вобрало в себя черты двух стилей — ампира и романтизма, став своеобразным мостиком между двумя значительными эпохами. В своих работах живописец умело сочетал античную строгость и романтическую свободу. Его портреты — это галерея лиц и характеров первой половины XIX, а также своеобразная хроника модных тенденций и настроений того времени.
Студентка дипломного курса Казанского государственного института культуры по специальности «Арт-критика» Инесса Крюкова для Армянского музея Москвы