Григор Ханджян и фрески, определившие его мастерство
«В галерее Ханджян в Центре искусств Гафесчяна в Ереване выставлена огромная фреска-триптих, изображающая историю Армении. Она считается самым известным шедевром Григора Ханджяна — тому, кто победил, вопреки всему». Армянский музей Москвы приводит перевод текста издания The Armenian Weekly о Григоре Ханджяне — художнике и авторе шедевральных фресок.
Ханджян родился 29 ноября 1926 года в Ереване. Его отец Сепух был родом из Ерзнки и Вана, где он подружился с армянским художником Фаносом Терлемезяном. Страсть Ханджяна к искусству проявилась с самого детства. Когда ему было 19 лет, он, получив первое художественное образование, окончил Ереванский государственный колледж изобразительных искусств, ныне носящий имя Терлемезяна. Позже он получит еще одну степень в Государственной академии художеств.
Григор начал свою карьеру в юности, во время учебы иллюстрируя различные журналы. «Вообще, он любил работать. Он не был ленивым человеком», — сказала его дочь Седа Ханджян в недавнем интервью еженедельнику Weekly. По ее словам, поколение художников ее отца было первым, кто получил образование в Армении, у армянских художников.
Во время встречи в Ереване Сепух Ханджян спросил своего друга Терлемезяна, о том, какой совет тот бы дал своему сыну, начинающему художнику. «Если он будет настойчив и терпелив, он станет художником», — ответил Терлезмезян. Так и случилось.
Репутация Григора Ханджяна в мире искусства быстро росла, что позволило ему получать награды уже в юности. «Он стал признанным художником, — говорит Седа Ханджян, научный сотрудник и куратор отдела графики Национальной галереи Армении. — Его узнали и полюбили не только здесь [в Армении], но и в России».
В 1966 году Ханджян был избран членом Религиозно-архитектурного совета Первопрестольного Святого Эчмиадзина, когда Вазген I был Католикосом всех армян. Они стали близкими друзьями.
В 1978 году Католикос поручил Ханджяну создать эскизы по Вардананку и армянскому алфавиту для двух гобеленов. Ханджян три года рисовал пастелью на картоне. Затем гобелены были сотканы во Франции в мастерской знаменитых братьев Пантен. Позже, в 1984 году, их повесили в Эчмиадзине.
Эскизы гобеленов были представлены на выставке в Доме художника в Ереване и очень понравились публике. Бывший первый секретарь Армянской ССР Карен Демерджян потребовал воспроизвести эти гобелены в виде фресок для всеобщего обозрения.
В это время строился Каскадный комплекс. В конечном итоге было решено, что Ханджян создаст в первом зале Каскада фреску. Он присутствовал на протяжении всего архитектурного процесса, которым руководил Джим Торосян. «Мой отец хотел сделать все для своего народа, — сказала Седа Ханджян, с любовью оглядываясь назад. — Это были очень волнующие годы».
В 1992 году Ханджян начал писать фреску в первом зале Каскада в технике темперы. Каждый кусок картона с его набросками был отдельно прикреплен к стене. «Один за другим он снимал картон и рисовал соответствующие изображения, а затем раскрашивал их», — объяснила Седа.
Ханджян закончил «Создание армянского алфавита» в 1994 году, а затем начал работу над «Вардананком», который завершил в 1998 году. Он работал над своей последней частью «Возрождения Армении» с 1998 по 2000 год. Этот масштабный проект, состоящий из трех частей, итак был сложным. Но еще больше работу усложняла политическая обстановка — распад Советского Союза.
Григор Ханджян работал один в немыслимых условиях. Было холодно, не было электричества и обеспечения. Художник также страдал от проблем со здоровьем, его зрение ухудшалось. Смерть его жены Джеммы в 1997 году также была болезненной потерей, и он страдал от горя. Но несмотря на эти трудности, Ханждян был полон решимости, работал быстро и без вознаграждения.
Но, увы, его последняя фреска «Возрождение Армении» осталась незавершенной. Ханджян умер 19 апреля 2000 года. Он был единственным работающим артистом в залах Каскада, так как другие ушли из-за условий труда и отсутствия зарплаты. Но Ханджян оставался до своего последнего дня, самоотверженно служа армянскому народу.
После его смерти возникло еще больше трудностей. Пока художник Генрик Мамян пытался возобновить работу над «Возрождением Армении» по эскизам Ханджяна, шли разговоры о перестройке первого зала Каскада под кабинеты в виде надстройки над росписями покойного художника. Это очень беспокоило семью Ханджяна и все интеллектуальное сообщество, пока Жерар Гафесчян не решил купить Каскад. Сначала Гафесчян не знал об искусстве Ханджяна в зале Каскада и планировал убрать фреску. К счастью, он передумал, как только узнал о бесценном произведении.
В 2002 году фреска была тщательно заколочена во время семилетнего этапа реконструкции. Затем Каскад был переименован в Центр искусств Гафесчян, а зал с фресками получил название Галерея Ханджяна.
Центр искусств Гафесчян — одно из самых популярных мест в Ереване. Он также служит местом для приема высокопоставленных гостей. В 2010 году его посетила тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон, а совсем недавно, в сентябре 2022 года, — уходящий спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси.
Григор Ханджян — гордость армянского народа и вершина армянского искусства. Его неустанный труд на благо своей страны навсегда сохранился в его творчестве. Его кисть уловила дух высокогорья и красоту его жителей. Армянский народ в долгу перед Ханджяном за его великий вклад в историю. Его работы будут вести армян через столетие за столетием как маяк художественного вдохновения.
Источник: The Armenian Weekly