Сергей Косемян: виолончель на концертной сцене и на живописной природе
Известный виолончелист Сергей Косемян, уроженец Еревана, родился в семье заслуженного артиста Армении, известного альтиста, члена Государственного струнного квартета имени Комитаса Александра Косемяна и скрипачки Карине Ростомбекян. Обучаясь в Ереване, а затем в Париже, Сергей был удостоен наград и званий на престижных международных конкурсах. В его репертуаре произведения западноевропейской, армянской и русской классики, а также современных авторов. В 2014 году он основал Art Trio в Торреоне (Мексика), в 2017 году ― ансамбль Косемяна в Сальтильо (Мексика), а в 2023 году ― фортепианный дуэт и фортепианное трио с участием признанных музыкантов ― членов Академии Звукозаписи Грэмми Микаэла Айрапетяна и Филиппа Ваймана. Он брал мастер классы у таких музыкантов мирового уровня как Мстислав Ростропович, Тибор Варга, Филипп Мюллер и других.
― Сергей, вы были первым виолончелистом, записавшим сюиты Баха в различных природных местах Америки, от Гранд-Каньона (Аризона) до национального парка Секвойя (Калифорния). Это должно было быть одновременно приятным и трудным переживанием.
― Да, действительно, для меня это совершенно особенный музыкальный проект. Понимаете, в музыке и природе есть общее ― это гармоничная взаимосвязь. Красота, которая доступна всем. Работая над этим проектом, я хочу каждый раз выявлять что-то новое в этом синтезе форм, звуков, красок и дарить это людям. Мне кажется, этот проект может побуждать людей к посещению концертов классической музыки и стремлению к искусству в целом.
― Уже четверть века музыканты бьют тревогу по поводу того, что спрос на виолончель очень низок не только в Армении, но и во всем мире. Это правда?
― К сожалению, это правда. Тенденция такая сохраняется и по сей день. Кроме вышеупомянутого вами спроса есть дефицит профессионалов, которые могут передать профессиональные традиции мастеров прошлого новому поколению. Виолончель – чрезвычайно дорогой инструмент. Многие из великих виолончелистов прошлого играли на коллекционных инструментах, принадлежащих различным фондам и частным коллекционерам. Чтобы достичь профессионального уровня потребуются сочетание нескольких факторов ― талант от природы, наставник, трудолюбие и инструмент, который поможет раскрыть в полной мере все палитру звуковых красок.
― Кого из ваших наставников вы бы отметили? И какими качествами должен обладать он?
― Так получилось, что я обучался у мастеров разных стран, перенимая их опыт и техники. Мне запомнился замечательный педагог и прежде всего хороший человек ― Александр Чаушян-старший, под руководством которого я начал изучение сюит Баха, которые сегодня я исполняю в этом проекте. Александр Чаушян обладал великим педагогическим даром заинтересовать и заставить полюбить музыку и инструмент. Я всегда посещал его уроки будучи учеником с большим воодушевлением. Впоследствии за очень короткий период мне удалось многому научиться у Мстислава Ростроповича, который ответил на все мои профессиональные вопросы и поделился секретами технической и музыкальной сторон виолончельного исполнительства. Также мне повезло быть знакомым и тесно общаться с такими выдающимися деятелями искусства как Геронтий Талалян, Роберт Амирханян, Степан Шакарян, Медея Абрамян и Эдуард Мирзоян. Сонату для виолончели и фортепиано Эдуарда Мирзояна, которая посвящена Ростроповичу, впервые была исполнена мною в Париже, после чего эта соната стала обязательным произведением на Международном конкурсе им. Пьера Лантье. Позже, когда я был в Ереване, в гостях у Эдуарда Михайловича Мирзояна, я получил от него в подарок ноты этой сонаты с личным автографом автора.
― Расскажите о вашем самом запоминающемся выступлении и о том как вам пришла в голову идея осуществлять записи на природе.
― В 2015 году в древнем храме Санаин впервые в Армении прозвучала виолончель. Я записал музыку Баха, и оттуда родилась идея этого проекта. После приезда в США я начал осуществлять этот замысел. Что же касается концерта, я много выступал на разных сценах мира и с разными оркестрами в качестве солиста, но самый запоминающийся концерт состоялся опять же в 2015 году в Ереване, где совместно с выдающимся музыкантом, пианистом, органистом и композитором Ованесом Манукяном, который, кстати, мне посвятил свои сочинения. Впервые в Армении мы исполнили все пять сонат Бетховена для виолончели и фортепиано на одном концерте. Концерт длился около трех часов и оставил невообразимые впечатления, которые в ближайшее время повторятся и на территории США.
― Мы слышали вашу игру на виолончели в выдающемся балете Рудольфа Харатьяна «Два солнца», поставленном в Ереване в 2015 году и впоследствии неоднократно транслировавшийся престижным телеканалом Mezzo TV. Это было беспрецедентное событие в истории армянской музыки и сценической хореографии.
― Вы правы. Это действительно экстраординарное событие для армянского искусства. Помимо чрезвычайно интересного списка армянских композиторов Маштоц, Нарекаци, Хачатурян, Хованесс, Бабаджанян, Тертерян и Ариян, чьи произведения звучат в балете, показывая богатую историю армянской музыки, мы видим, что впервые эта постановка транслируется более чем на 80 стран мира на аудиторию в 60 миллионов человек. Этот балет регулярно транслируется по всему миру с 2021 года по настоящее время, где солист Вашингтонского балета Джонатан Джордан танцует отдельный номер, посвященный виолончели. Эту музыку сочинил выдающийся армяно-канадский композитор Ашот Ариян. Запись мною этого номера была сделана специально для постановки этого балета под руководством всемирно известного балетмейстера Рудольфа Харатьяна. Это большое событие для всей Армении, и я чрезвычайно рад быть частью этого грандиозного проекта.
― Армянские композиторы посвятили вам произведения для виолончели. Исполняя их, допускаете ли вы некоторую свободу в интерпретации, учитывая тот факт, что они «принадлежат» вам?
― Для меня всегда личная интерпретация неразрывно связана с замыслом композитора. Я стараюсь придерживаться золотой середины, показывая исполнительское творчество, которое держится за руку идей композиторов. Я часто обсуждаю с композиторами их видение и предлагаю свою трактовку произведения. У нас всегда получается прийти к взаимопониманию.
― И традиционно мы хотели бы узнать о ваших предстоящих проектах, связанных с Арменией и армянской музыкой.
― У меня в планах в 2024 году тур по Мексике, где впервые будут исполняться произведения армянских композиторов, а также тур по городам США с этой же программой. Тур по Европе также сейчас обсуждается. Но это уже будет в сезоне 2025-2026 годов.
Все фото из личного архива Сергея Косемяна
Беседовал кандидат филологических наук, арменовед, киновед, историк и переводчик Арцви Бахчинян