«Ничто в моей жизни не потрясло мой дух так, как судьба этого народа-мученика»: Фрэнсис Уиллард — американская суфражистка, которая спасала армян
В Национальном скульптурном зале в Капитолии каждый американский штат представлен статуей своего самого почетного гражданина. В то время как большинство из 50 штатов выбрали мужчин в качестве своих представителей, именно Иллинойс стал первым штатом, выбравшим женщину — Фрэнсис Элизабет Кэролайн Уиллард. Помимо того, что ей удалось ввести в США восьмичасовой рабочий день, повысить возраст согласия, а также повлиять на введение женского избирательного права, Уиллард также оказала большую помощь армянам, пострадавшим от Геноцида в Османской империи.
В 1890-х годах новость о крупномасштабной резне армян в Османской империи вызвала большой гуманитарный отклик в США — особенно среди женщин. Как и многие суфражистки, Фрэнсис Уиллард была глубоко шокирована этой трагедией. 13 января 1896 года она написала в своем дневнике: «Ничто в моей жизни, даже наша гражданская война, не потрясло мой дух так, как судьба этого народа-мученика».
Уиллард сделала спасение армян приоритетом для Женского христианского союза за воздержание (WCTU), так как считала, что этот народ следует тем же идеалам, что и ее организация — святость семейной жизни, преданность одного мужчины одной женщине — которые, как она говорила, они соблюдали «как никакой другой народ на земле». По словам ее британской коллеги Изабель Сомерсет, Уиллард не переставала предупреждать мировое сообщество «об ужасной расплате, которая обязательно последует, если это преступление против человечества останется безнаказанным».
Возмущенная бездействием западных держав и европейских государственных деятелей, Фрэнсис Уиллард обращалась к американцам «как к справедливой, храброй и щедрой нации» с призывом мобилизовать свои усилия, чтобы помочь бедствующим армянам. Каждое воскресенье священнослужители начали организовывать сборы для голодающих армян, а многие американские СМИ начали писать про зверства турок. Бизнесмены и религиозные сообщества жертвовали щедрые суммы, благодаря которым президент Американского Красного Креста (АКК) Клара Бартон смогла организовать первую крупную зарубежную миссию по оказанию гуманитарной помощи армянам, пережившим резню.
Политические протесты Уиллард дополняли ее гуманитарные призывы. В январе 1896 года под ее руководством WCTU направила в Конгресс США петицию, в которой говорилось:
«Мы, члены Женского христианского союза за воздержание, представляющие не менее миллиона человек, которые считают, что защита дома является высшим долгом государственных деятелей, самым искренним и торжественным образом просим вас предпринять действия, благодаря которым наша любящая дом Республика сможет объявить о том, что она использовала свое моральное и материальное влияние, чтобы помочь Армении, нации-мученику, во время ее величайшей беды. Мы с уважением призываем нашу страну не оставаться безмолвным свидетелем мучений и зла, которые причиняют … нашим братьям и сестрам-христианам, чья единственная вина заключается в их преданности Христу и чистому дому… Поэтому мы просим вас как законных представителей жен и матерей нашей нации внять нашей преданной молитве и стремлению к тому, чтобы Америка через свои высшие законодательные органы выразила всему миру свою ненависть к зверствам, происходящим в Армении, и выделила деньги на помощь нашим братьям и сестрам, которые доведены до крайности фатальным фанатизмом султана и его солдат».
В том же году, когда Фрэнсис Уиллард и Изабель Сомерсет проводили велосипедную прогулку, до них дошла весть о том, что около пятисот армян, которые ищут убежище после августовской резни в Константинополе, высадились в южном портовом городе Марсель. Женщины сразу же направились на юг, чтобы оказать помощь беженцам. Они увидели «бедных беженцев, запертых в открытом сарае местными властями» и живущих на подачки «по несколько центов на день-два, на которые можно купить хлеб».
После быстрых переговоров Уиллард и Сомерсет смогли выкупить часть старой больницы и разбить лагерь помощи, и начали решать проблему переселения беженцев — около 200 из них поселились во Франции, леди Сомерсет организовала переезд около 100 человек в Англию, а Уиллард успешно переселила оставшихся 200 армян в США, которые стали основой армянской общины Портленда, штат Мэн.
Реакция на гуманитарный призыв Уиллард была впечатляющей. В 1897 году WCTU собрала более 7300 долларов (сегодня это около 220 тысяч долларов) для Армянской ассоциации помощи — больше, чем любая другая организация в США. Эта модель помощи и политической активности американцев была вновь использована во время Геноцида армян. Тогда в 1915 году был создан Американский комитет помощи армянам и сирийцам, позже известного как Помощь Ближнему Востоку (NER), который при поддержке президентов Вудро Вильсона, Уоррена Хардинга и Кэлвина Кулиджа привлек значительную часть американского народа.
Также был создан Национальный женский комитет NER. Многие американки со всех США мобилизовались, чтобы поддержать Армянскую ассоциацию помощи, в которую входило более пятисот человек, добровольно вызвавшихся помочь армянским беженцам и сиротам в Греции, Армении и Ближнем Востоке. К 1930 году организация собрала более 110 миллионов долларов (сейчас — около 1,4 миллиарда долларов) и помогла спасти, приютить и накормить более пятисот тысяч человек, переживших Геноцид армян, включая 130 тысяч сирот. Это было непревзойденное достижение, масштабное даже по сегодняшним меркам, полученное благодаря новаторским методам филантропии, которые изобрела Фрэнсис Уиллард.
Источник: The Armenian Weekly
Обложка: The Armenian Weekly