Праведники народов мира: Ашхен Агопян, спасшая еврейскую семью во время Холокоста в Одессе
Нацисты оккупировали Одессу 16 октября 1941 года. Более 150 тысяч евреев, которые тогда проживали в городе, оказались в смертельной опасности. Но в Одессе нашлись храбрые жители, готовые рискнуть своей жизнью, чтобы спасти невинных людей от мучительной смерти. Среди них оказалась и Ашхен Агопян.
Ашхен и Парунак Агопян вместе со своими дочерьми 13-летней Цагуи и 10-летней Ромелой жили в большом многоквартирном доме на улице Серова, 41 в Одессе. Их соседями были еврей Яков Рабинович, его русская жена Ольга и две дочери — трехлетняя Дина и годовалая Мария. Когда началась Великая Отечественна война, Парунака и Якова призвали в армию. Оставшись одни с детьми, Ашхен и Ольга помогали друг другу справиться с материальными и бытовыми трудностями.
Когда немцы и румыны оккупировали Одессу, ко всему прочему добавился страх за дочерей Ольги, так как их отец был евреем. Сначала нацистские власти позволили Ольге с детьми остаться в своей квартире, но только с условием, что она будет каждый день отмечаться в полицейском участке. Однако через три месяца, в конце декабря 1941 года, за детьми пришла полиция. Несмотря на мольбы матери, их забрали в тюрьму, а затем в гетто в Слободке, где жили одесские евреи. Ольга отправилась за ними.
Как только Ашхен узнала об аресте Рабиновичей, она сразу же решилась помочь, несмотря финансовые трудности и угрозу для жизни. На протяжении нескольких месяцев она вместе со своими дочерями-подростками раз в несколько дней относили Ольге еду, одежду, теплые одеяла, пеленки для маленькой Марии и другие необходимые вещи. Условия в гетто были ужасными — там царили холод и голод, почти не было еды и воды, отсутствовали средства гигиены, санитарные условия, мебель и кровати. Благодаря деньгам, которые дала Ашхен, Ольге удалось подкупить румынских охранников, чтобы те разрешили ей покидать гетто раз в неделю. Она навещала родных или приходила к Ашхен — вместе они разрабатывали план побега из гетто.
В 1942 году румынские власти начали депортацию евреев из Одессы в лагеря Николаевской и Одесской областей. Холодной зимой были организованы марши смерти. Ольга и ее маленькие дочери шли в одной из колонн, когда один из узников попытался бежать, началась суматоха. Воспользовавшись моментом, Ольга дала взятку нацистскому охраннику. Направив на нее и детей ружье, он сделал вид, что гонится за ними. Так семье удалось сбежать.
Охранник проводил Рабиновичей к их дому на улице Серова. Но оказалось, что их квартира уже давно занята другими жильцами. Тогда вместе с соседом немецкого происхождения по имени Билич Ашхен Агопян поселила Ольгу и девочек в общий подвал для хранения угля. Совместными усилиями они расчистили часть подвала, а старые деревянные ящики приспособили под кровати и стол. Но несмотря на все старания создать в подвале условия для жизни, он оставался сырым, холодным, пыльным и кишащим крысами.
Около полутора лет, до освобождения Одессы 10 апреля 1944 года, Билич и Ашхен ухаживали за тремя беглецами. Они приносили им еду и лекарства и заботились обо всех их нуждах. Тринадцатилетняя Цагуи Агопян вязала для Рабиновичей одежду и одеяла, помогая матери. Иногда Ольга вместе с Диной и Марией поднимались в квартиру к Агопян, чтобы согреться или укрыться от плохой погоды. Ашхен понимала, что подвергает себя и свою семью большой опасности, так как нацистские законы предусматривали жестокое наказание для тех, кто укрывает или помогает евреям. Однако она все равно продолжила делать все, чтобы спасти Рабиновичей от ужасной смерти.
После освобождения Одессы, в апреле 1944 года, Ашхен получила письмо, в котором говорилось, что ее муж Парунак Агопян погиб. Однако Яков Рабинович вернулся с войны и воссоединился с семьей. Билич исчез еще до освобождения города, и о нем до сих пор ничего не известно. Ашхен и Ольга продолжили дружить вплоть до смерти Ольги в 1955 году.
Дина Рабинович-Агопян рассказывает, как ее семье удалось спастись во время марша смерти
Дина Рабинович по удивительной случайности вышла замуж за армянина с фамилией Агопян — он не являлся родственником Ашхен. Дина Рабинович-Агопян, даже когда ей было 80 лет, называла Ашхен своей тетей. 17 января 2010 года по ее обращению израильский национальный мемориал Холокоста и Героизма Яд Вашем признал Ашхен Агопян Праведником народов мира. В то время Дина все еще жила в том самом доме на улице Серова, в котором храбрая и решительная женщина спасла ей жизнь.
Дочь Ашхен Цагуи также рассказала мемориалу Яд Вашем, что ее мать спасла другую еврейку по имени Полина Шамис, с которой она познакомилась, когда посещала гетто, чтобы передать еду Ольге. Полина иммигрировала в США в 1990-х годах, и сейчас о ней ничего не известно.
Источники: Яд Вашем, Yad Vashem, IsraLove, Википедия
Обложка: Ольга Рабинович, которую спасла Ашхен Агопян. Фотографии самой Ашхен не сохранились. Яд Вашем