Сергей Меркуров: «Мои мать и отец греки, но я — грек-армянин». Биография знаменитого советского скульптора
Сергей Меркуров — один из самых выдающихся скульпторов и монументалистов Советского Союза. Он создал три крупнейших памятника Иосифу Сталину в СССР, а его творения принесли ему большое признание, известность и влияние еще при жизни. Работы Меркурова — особенно его бюсты — определили стиль официальных советских надгробий. За свою карьеру скульптор удостоился двух Государственных премий СССР, двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена Ленина. Более того, в 1943 году Меркуров получил звание Народного художника СССР, с 1944 по 1949 год был директором Пушкинского музея, а в 1947 году он стал членом Академии художеств СССР.
Сергей Меркуров родился в Александрополе (сейчас — Гюмри) в 1881 году в греческой семье Меркуриди, которая иммигрировала из Карина (современный Эрзурум) в 1830-х годах и поселилась среди сотен других греков, живущих в этом городе. Совместно с греческой православной церковью дед Сергея построил дом, где родился будущий скульптор, — тот самый, в котором сейчас находится дом-музей Меркурова.
Семья Меркурова, несомненно, была греческой. Но Меркуров также считал себя армянином. «Мои мать и отец греки, но я грек-армянин», — с гордостью сказал скульптор известному поэту Аветику Исаакяну. Действительно, любовь Меркурова к Армении, особенно к Гюмри и его народу, отмечали многие его современники.
Несмотря на то, что Меркуров уехал из Гюмри в возрасте 15 лет, он никогда не забывал армянский язык. Он, как известно, часто шутил на гюмрийском диалекте. Художница Мариам Асламазян, которая также родом из Гюмри, однажды приехала к Меркурову в его имение в Измайлово, позже написав в своих мемуарах: «Сергей Дмитриевич Меркуров … был одним из тех греков, которые жили в Армении из поколения в поколение. Он прекрасно говорил по-армянски, особенно на гюмрийском диалекте. Он очень со вкусом ругался — тоже на гюмрийском диалекте».
В 1896 году Сергей Меркуров поступил в Нахичеванское художественно-ремесленное училище, затем продолжил обучение в реальном училище в Тбилиси, которое окончил в 1901 году. Потом он начал учится в Киевском политехническом институте, но его отчислили за участие в политических протестах, забастовках и демонстрациях. В 1902 году Меркуров поступил на философский факультет Цюрихского университета в Швейцарии. Именно в этот период он посетил политические дебаты и впервые услышал речи Владимира Ленина.
Тогда же Меркуров начал глубже и серьезнее погружаться в скульптуру. Помимо изучения философии, он стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Майера. По его совету Меркуров ушел из Цюрихского университета в Мюнхенскую академию художеств. Там он учился по 14-16 часов в день, посещая лекции по скульптуре, рисунку, анатомии и истории искусств. Его особенно вдохновляли итальянские художники, такие как Донателло и Микеланджело, поэтому Меркуров отправился пешком в Италию, чтобы увидеть работы этих великих мастеров.
После окончания университета в 1905 году Сергей Меркуров переехал во Францию, где жил и работал следующие два года, проводя часы в столичных музеях, в частности — в Лувре. В Париже скульптор также познакомился со знаменитым художником Огюстом Роденом.
Период 1902-1907 годов можно охарактеризовать как один из самых важных в жизни Меркурова с точки зрения развития его художественного стиля. Во Франции на Меркурова оказали влияние творчество Родена, искусство символизма, а также скульптура и дизайн архаических периодов Месопотамии и Древнего Египта. Будучи философом искусства, скульптор также использовал в своем творчестве философские мотивы, контрасты, тему эмоций и смерти.
Действительно, стиль Сергея Меркурова часто характеризуют как «академический модерн», в котором он не пускается на рискованные эксперименты, но сохраняет характерные для этого стиля черты — культ «вечных тем», особенно темы смерти, яркий контраст формы и материала.
Этот стиль стал для Сергея Меркурова ключом к дверям, ведущим в советский период.
Источник: Kristen Anais Bayrakdarian — EVN Report