Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Айроги» — человек и душа. История армянского театра теней

Театр теней — это искусство, которому больше 1700 лет. Несмотря на то, что он зародился в Китае, теневые спектакли также были распространены в Индии и Турции. Перенять это искусство также удалось и армянским кукольникам, начавшим развивать армянскую традицию театра теней, о котором до сих пор известно немного.  

История армянского кукольного театра теней началась в XIV веке. Его истоки берут начало в Южной Азии, Ближнем Востоке и Северной Африке. Но в отличие от красочных кукольных театров Сирии, Греции, Египта и Турции марионетки армянского театра более простые — обычно они сделаны из картона или кожи осла, лошади или верблюда, а также окрашены в черный цвет, чтобы создавать тень. Это также дает зрителю свободу для собственной интерпретации внешности персонажа.

Хачатур Тумасян и Женя Хачатрян, Армения, 1964 год. Фото: UNESCO Living Heritage

Одним из последних мастеров армянского театра теней был Хачатур Тумасян. В 1830-х годах дед Тумасяна переехал из Эрзерума в южную Грузию. Он передал своему внуку знания о кукольном театре, и до 1960-х годов Хачатур исполнял спектакли, играя на куклах своего деда, которые сейчас выставлены в Этнографическом музее Армении.

Позже Тумасян поделился историей и особенностями кукольного театра теней с антропологом Женей Хачатрян, которая передала эти знания группе студентов-энтузиастов, возглавляемой Арменом Киракосяном. Уже в 1980 году — после двадцатилетнего перерыва — Киракосян и его сокурсники, переняв вековые традиции армянского кукольного театра, основали клуб верховой езды «Айрудзи», чтобы гастролировать по Армении и представлять театр теней, который они назвали «Айроги». «Наш клуб верховой езды называется „Айрудзи“. „Айр“ значит „мужчина“ и „дзи“ — это лошадь — „человек и лошадь“. А наш театр теней мы называем „человек и душа“, „айр и воги“, „Айроги“», — объясняет Киракосян.

Армен Киракосян и куклы для теневого театра. Фото: Smithsonian Magazine

Клуб «Айрудзи» выступает до сих пор, сохраняя традицию армянского театра. Путешествуя верхом, актеры останавливаются в различных армянских городах и селах и исполняют конные представления и игры, народные танцы и песни, а также показывают кукольные спектакли, основанные как на сказках армян и других народов, так и традиционные сюжеты теневого театра.

В Армении, как и в Турции и Греции, главным героем теневых театров является Карагез, что означает «черные глаза». Карагез — персонаж-трикстер. Это необразованный и хитрый простолюдин и обманщик, который носит высокую шляпу. Второй главный герой — Хаджи Айваз — имеет более скромную репутацию. Он порядочный, верный и набожный человек, который часто напоминает своему недобросовестному товарищу, что его поступки противоречат Божьим заветам. Вместе Карагез и Хаджи Айваз попадают в серию комичных, а иногда и грубых историй.

За сценой театра «Айроги». Фото: Smithsonian Magazine

До XX века армянский кукольный театр теней имел ритуальное значение — он не был придуман только для развлечения. Так, в одном из сюжетов Карагеза ловят за тем, что он подглядывал за женщинами в ванне, и делал какие-то еще непристойные вещи — традиционный сценарий для театра XIX века. За это героя убивают, он оказывается в подземном мире, а затем воскресает и становится тенью.

Однако утратив со временем свое первоначальное обрядовое происхождение, театр теней стал очень популярным в низших слоях общества. Сюжеты стали более примитивными и доступными, лексика стала многоязычной, юмор стал вульгарным, сопровождаемым ругательствами и жаргонными словечками. По этой причине смотреть кукольный театр разрешалось только мужчинам — присутствие на спектаклях женщин и детей было крайне нежелательным.

Сцена из театрального представления «Айроги». Фото: Smithsonian Folk Festival

Истории современного теневого театра «Айроги» предназначены для широкой аудитории. А многие кукольные спектакли адаптированы для детей, поэтому непристойная лексика и неприличные сюжеты там отсутствуют. Современный армянский теневой театр основан на традиционных сказках и его можно смотреть как взрослым, так и детям.

В 2019 году Правительство Республики Армения признало Армянский Театр теней нематериальным культурным наследием. Он включен в список ценностей, охраняемых государством, и правительство принимает все соответствующие меры для его сохранения.

Источники: Allison Keyes Smithsonian Magazine, Wit’s End Puppets, Smithsonian Folk Festival, UNESCO Living Heritage

Обложка: Smithsonian Magazine