Бриллиант армянской оперы: в день рождения Гоар Гаспарян

Бриллиант армянской оперы: в день рождения Гоар Гаспарян

Гоар Гаспарян — армянская певица, одна из лучших колоратурных сопрано мира. Её голос называют идеальным, а исполнение — эталонным. Она родилась 14 декабря 1924 года в семье египетских армян. Родители, назвав её именем Гоар (по-армянски означает драгоценный камень, сокровище), не подозревали, что их дочь станет настоящим сокровищем Армении, бриллиантом оперного искусства.

Гоар Микаэловна Гаспарян — великая армянская певица, народная артистка СССР и Армянской ССР, Лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда (первая из представителей советского оперного искусства), Кавалер ордена Месропа Маштоца, профессор Ереванской консерватории. 

Гоар Гаспарян родилась в 1924 году в Каире, училась в местной музыкальной академии. В 1940–1948 годах была солисткой Египетского государственного радио, успешно выступала с сольными концертами.

В 1948 году семья Гоар переехала в Армению. Гаспарян начала выступать в Ереванском государственном академическом театре оперы и балета имени Александра Спендиарова. 

Певица говорила: «Пение — главный смысл моей жизни, цель моего существования, и я живу ради моего искусства. Мой девиз не удивлять, а волновать». 

Исполнительское мастерство Гоар Гаспарян поражало самых требовательных зрителей и удостаивалось наивысших похвал самых придирчивых критиков. В каждый образ Гоар вживалась, передавая чувства своих героинь взволнованному слушателю. Диапазон ее голоса был на три-четыре ноты выше диапазона всемирно известных певиц, а тембр — уникальный, узнаваемый с первой ноты. Специалисты говорили, что только она брала ноту «соль» третьей октавы.

Восхищенный ее необыкновенным голосом Аветик Исаакян назвал Гоар Гаспарян «армянским соловьем». Он произнес знаменитую фразу: «Птицы научили Гоар петь, а она их – щебетать!» По-армянски эта фраза звучит очень поэтично: глагол «щебетать» очень точно передает прелесть тех непостижимых колоратур, которыми владела только Гоар.

Блистательная армянская вокалистка Зара Долуханова говорила: «Такие гиганты, как Гоар Микаэловна, рождаются раз в столетие. Самые сложные произведения мировых классиков, порою кажущиеся невозможными для исполнения, в гаспаряновской трактовке не только получают новую жизнь, но и становятся выше авторской трактовки. Гоар — звезда вокального искусства и стоит нескольких созвездий».

Из воспоминаний доктора филологии, директора Института литературы Армении Авика Исаакяна — внука классика армянской литературы Аветика Исаакяна:

Когда я впервые увидел Гоар Гаспарян? В августе 1957 года на сцене Одесского оперного театра. И хотя это было очень давно, я прекрасно помню, что там произошло.

Фото: RadioVan

Гоар пела в “Травиате”. Волшебным голосом она буквально околдовала зал, и это колдовство все более и более усиливалось от одного действия к другому, от одной арии к другой, производя магическое воздействие на весь затаивший дыхание зал, который порою просто гремел и содрогался от переходящих в овацию аплодисментов. 

Последнее действие оперы достигло своей кульминации буквально под громовые овации. Гениальное произведение нашло своего истинного исполнителя, словно Верди написал арию своей Виолетты специально для Гоар, а такое полное совпадение образа действительно редко встречается.

Аплодисменты беспрерывно, с той же силой продолжались, минуты бежали, но зрители в буквальном смысле слова не хотели отпускать Гоар. Лишь минут через десять-пятнадцать зал, наконец успокоился. Но когда мы вышли на оперную площадь, стали свидетелями небывалого: тысячи людей усадили нашу Гоар в заранее приготовленное роскошное кресло, и десятки рук, подняв кресло в знак особого уважения, несли ее, как царицу Клеопатру, чтобы нога ее не касалась земли.

Гоар, сидя в кресле с бесчисленными охапками цветов в руках, завороженная этим уникальным чествованием, действительно была похожа на египетскую царицу — так величественно плыла она над толпой. Так несли ее к той машине, которая должна была доставить певицу в гостиницу».

Об «армянском соловье» писали не только музыковеды. Архивы хранят более трех тысяч восторженных публикаций на многих языках мира, и авторство их столь же разнообразно, как и география гастролей певицы. Её Розине, Олимпии, Виолетте, Джильде, Маргарите, Джульетте, Ануш аплодировали в Польше, Венгрии, Англии, Франции, Японии, США, Канаде, Бразилии, Мексике.

Во время гастролей в Японии вместо афиш вечерами зажигались неоновые цветы и надпись: «Там, где поет Гоар Гаспарян, распускаются цветы». После исполнения песни «Цицернак» и двух песен Комитаса у неё попросили ноты и слова. Во второй ее приезд в Японию местный хор исполнил эти произведения по-армянски.

Гоар Гаспарян была истинным патриотом родной Армении. Будучи на гастролях в Турции в дни, когда по всей стране отмечалась годовщина смерти Кемаля Ататюрка, она получила огромный букет из Советского посольства для возложения на могилу. Но певица вежливо отказалась: «Я не могу возложить цветы на могилу человека, который трижды учинял резню над моим народом…» Ее уговаривали, но, обычно спокойная и улыбчивая, Гоар осталась непреклонной.

14 декабря 2004 года Гоар Гаспарян исполнилось 80 лет. В тот день она, после долгого перерыва, вышла на сцену. Это был первый день рождения, который она встретила без мужа — Тиграна Левоняна, с которым прожила в согласии и любви 47 лет.

Гоар Микаэловна Гаспарян скончалась 16 мая 2007 года в Ереване. 19 мая в здании Национального Академического театра оперы и балета имени Александра Спендиарова прошло последнее прощание с великой певицей. Похороны состоялись в Пантеоне парка имени Комитаса.

Источники: Лебедь, musplanet.narod.ru

Бриллиант армянской оперы: в день рождения Гоар Гаспарян