Джемиль Кунне — османский военный, который спасал армян во время Геноцида
Эпоха, охватывающая Геноцид армян 1915–17 годов, изобилует рассказами о курдах, арабах и турках, которые спасали армян и подвергали свои жизни опасности, пряча их в своих домах почти до конца Первой мировой войны. Эти люди пошли на большой риск, игнорируя заявление тогдашнего правительства Османской империи — Комитета Союза и Прогресса (юнионистов или младотурков) — о том, что мусульманские «домовладельцы, которые прячут и защищают армян, нарушая решения правительства, будут казнены перед своими же домами, которые будут сожжены». Османский военно-морской лейтенант Джемиль Бахри Кунне был одним из тех, кто сопротивлялся этому приказу — он спас около двух тысяч армян от верной смерти.
Джемиль Кунне родился в Алеппо в 1892 году. Его отец, предположительно араб, был из деревни Курдан в Джендиресе — курдском поселении, которое являлось частью региона Африн, расположенного на северо-западе сирийской провинции. Его мать, Эмине Али, курдка по национальности, была из Хопки — деревни, которая находилась в районе Раджо. Джемилю было четыре года, когда умер его отец, и мать воспитывала сына одна.
В начале 1906 года Кунне поступил в Военно-морскую академию в Стамбуле и в 1910 году окончил ее в звании механического лейтенанта. Именно здесь он получил звание бахри — морского пехотинца. В том же году Кунне поступил на юридический факультет Современного Стамбульского университета. Он проучился там год, но позже бросил юридическое образование и отправился в Англию, чтобы получить опыт в области механики на автомобильном заводе Джона Торникрофта в Бейзингстоке. В 1912 году, с началом Балканских войн, Кунне был зачислен в Османскую армию и был награжден за храбрость в бою.
К началу Первой мировой войны, в которой Турция была союзницей Германии и Австро-Венгерской империи, Джемиль Кунне был отправлен в Биреджик в Урфе. Там он руководил морской мастерской, где строили военно-транспортные суда для турецких войск на реке Евфрат.
Кунне исполнял свой долг под командованием 7-й османской армии. Османскому государству принадлежала лишь одна верфь в Биреджике, на которой Кунне управлял сектором судостроения. Но несмотря на это, ему удалось помочь как можно большему числу армян избежать депортации.
Армян, которые пережили настоящий марш смерти — им пришлось пересечь Евфрат вместе с турецкими военными конвоями, направлявшимися в Сирию и Палестину — Джемиль Кунне нанял работать мастерами на верфи: кузнецами, каменщиками, малярами и суконщиками. Так они были спасены.
Те, кто был депортирован из преимущественно населенного армянами города Айнтаб (сейчас — Газиантеп, находится на юге Турции), были спасены тем, что смогли вместе со своими семьями разбить вдоль реки палатки. Кунне обеспечил их продуктами питания, одеждой и медикаментами, которые приобрел у Красного Полумесяца и Красного Креста. Среди тех, кому он помогал, были также беглые армянские солдаты, женщины, проданные на невольничьих рынках, старики и сироты.
Среди тех, кого спас Джемиль Кунне и кто входил в так называемый «Список Кунне», были аптекарь Согомон Аревян, учитель Акоп Калемкерян, а также Акоп Мурадян — известный фотограф в Айнтабе, родившийся в 1872 году. Во время Геноцида он находился в Биреджике. Мурадян устроился плотником в судостроительную мастерскую Кунне и таким образом избежал депортации в Дейр-эз-Зор, Мескену, Рас-уль-Айн или Ракку. В 1918 году, после Геноцида, фотограф отправился в Алеппо, где стал одним из основателей протестантской общины Армянского национального союза. Он также является автором нескольких фотографий, сделанных в Айнтабе уже после Первой мировой войны, когда французские и возглавляемые ими армянские части безуспешно пытались защитить город от армии Мустафы Кемаля Ататюрка.
Решающим фактором в защите армян для Кунне стал его брак с Тигрануи Гулизян. 1 августа 1915 года вместе с матерью и младшей сестрой она была депортирована из Айнтаба в Каркемыш (сейчас — Джерабулус, город на севере Сирии). Ее сестра не смогла выдержать пыток во время депортации и умерла. Отца Тигрануи, Тер-Карапета Гулизяна — известного священнослужителя армянской общины в Айнтабе — отправили в Хаму (город в современной Сирии), и он погиб во время марша смерти.
После Каркемыша 22-летняя Тигрануи оказалась в Биреджике, где познакомилась с Джемилем. Именно она призвала Кунне нанять на работу в мастерскую айнтабских армян, чтобы спасти их от смерти.
Когда Первая мировая война закончилась, Тигрануи поселилась в Алеппо, где и осталась до конца жизни. У нее с Кунне родилось четверо детей, которым они дали как арабские, так и армянские имена: Бахри (Андраник), Мааза (Анаит), Мезиет (Диана) и Надер (Нубар).
Несмотря на то, что Кунне помогал армянам во время Геноцида, после окончания Первой мировой войны его жизнь была в опасности. Положение Джемаля в армии предполагало, что он был членом Комитета Союза и Прогресса и, следовательно, соучастником преследований армян. 24 мая 1915 года Антанта (Россия, Франция и Великобритания) приняла декларацию, «обещавшую привлечь османских лидеров и чиновников к ответственности за зверства против христиан». Как только война закончилась, в Стамубле началась охота на юнионистов. Тех, кто был признан причастным к преступлениям против армян, арестовали, а затем представили перед военными судами. Значительную часть этих людей позже изгнали на Мальту.
Узнав об этом, армяне, благодарные Кунне за их спасение, написали письмо, чтобы защитить его от ареста, рассказав, как Джемиль не подчинялся приказам османского правительства и помогал не только армянам, но и британским и русским солдатам, взятых в турецкий плен. Это письмо было отправлено патриарху Завену Тер-Егяну с просьбой направить его британским и французским оккупационным властям в Стамбуле.
Поселившись в Алеппо, Кунне стал яростным противником французского мандата в Сирии после Первой мировой войны — его даже заключили в тюрьму как сирийского повстанца, о чем он написал в своей книге.
Джемиль Кунне умер 25 мая 1967 года. Многие армяне, которых он спас от смерти, отправили его семье послания с соболезнованиями.
Тигрануи пережила мужа на 19 лет — она скончалась 15 июня 1986 года в возрасте 93 лет. Один из гостей на ее похоронах в Алеппо сказал: «Армянский народ не забывает своих искренних друзей. Мы с уважением вспоминаем эту пару».
Она была одной из последних армянских женщин, вышедших замуж за арабов и создавших семьи во время Геноцида, что, возможно, спасло Тигрануи от депортации и смерти в одном из концентрационных лагерей. Многие не расторгли свои браки после войны и продолжили вести христианскую жизнь без давления со стороны мужей.
Историю Джемиля Кунне обнаружил Умит Курт — курдский ученый, научный сотрудник Иерусалимского института Ван Лира и преподаватель Тель-Авивского университета. Он пишет не только о жертвах Геноцида армян, но и о жизни убийц 1915 года. Если бы не настойчивая и кропотливая работа Курта, который продолжает исследовать историю древнего армяно-турецкого города Айнтаб, о геройстве Джемиля Кунне так и не стало бы известно.
Оценивая личность Джемиля Кунне, Умит Курт пишет: «Несмотря на исключительную надежду и мужество Кунне в спасении армян во время Геноцида, турецкое правительство и общество проигнорировали его вклад в развитие гуманизма и вместо этого они настаивают на том, что Геноцид армян является фарсом. О личности Кунне и его деятельности нет ни книг, ни фильмов, ни телесериалов. Посмертное почитание Кунне и тех турок, курдов, арабов и армян, которые спасали людей от геноцида, имеет основополагающее значение стирания устоявшегося представления о турецкой идентичности и заслуживает места в коллективной памяти армян».
Источники: New Lines Magazine, The Independent