The Artfor's: «Мы хотим, чтобы об армянских художниках узнали во всем мире»

The Artfor's: «Мы хотим, чтобы об армянских художниках узнали во всем мире»

The Artfor’s — маркетплейс армянского искусства, релиз которого состоится уже в августе. Основная деятельность проекта — продажа работ современных армянских художников, организация выставок и аукционов — в реальности и онлайн. Раз в год команда организует благотворительный онлайн-аукцион #ArtForArmenia, для которого художники и арт-дилеры со всего мира жертвуют работы в поддержку социальных проектов Армении. О деятельности The Artfor’s и о том, на что способно искусство, рассказали Армянскому музею Москвы основательницы проекта Эмилия Езекелян и Гаянэ Чилингарова.

Гаяне Чилингарова и Эмилия Езекелян. Фото предоставлено © The Artfor’s

Армянский музей Москвы: Известно, что во время 44-дневной войны ваша команда проявила благотворительную инициативу. В то время когда люди теряли близких и свои возможности, в помощь Арцаху был реализован аукцион. Как возникла эта идея?

Гаяне Чилингарова: Всё началось с открытого призыва к художникам через социальные сети — мы просто объявили, что с благодарностью примем работы для аукциона в помощь пострадавшим. На просьбу откликнулось множество художников, среди которых были как молодые начинающие живописцы, так и уже прославленные мастера. Это было время национального подъёма — все в Армении и в диаспоре хотели что-то делать для Арцаха. Мы также не могли сидеть сложа руки и молча наблюдать за тем, как страдают люди — взвесили свои силы и решили объявить первый #ArtForArmenia. Благотворительный аукцион стартовал осенью 2020 года. Он строился на идее с помощью искусства оказать поддержку мирным жителям Арцаха, пострадавшим от военных действий. Во время аукциона мы почувствовали мощь, которую несет в себе творчество. Тогда же зародилась идея создать проект, который сможет помогать развитию армянского искусства в целом, предоставит художникам возможность проявить себя на мировой арене, будет привлекать внимание к сфере армянской культуры. Так появилась площадка The Artfor's.

«Кормилица», Юрий Григорян. Фото предоставлено © The Artfor’s

«Кормилица», Юрий Григорян. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Вернёмся к разговору об аукционе, если вы не против. Как художники отреагировали на ваш запрос? С какими мастерами вы сотрудничали во время первого благотворительного аукциона?

Эмилия Езекелян: Не против, конечно, тем более что нам есть чем поделиться с читателями в этой связи. Итак, благодаря аукциону мы смогли познакомиться со многими художниками. В тот период нами рассматривались любые интересные работы, ведь тот художник, кто сейчас не очень известен на арт-рынке, может стать популярным через несколько лет. К тому же, для нас главным было качество присылаемых работ, а живопись армянских художников с древности славится своим искусным исполнением. Достаточно вспомнить интерес ценителей искусства и специалистов к древней миниатюре, к картинам Сарьяна и Суренянца, к творчеству Аршила Горки. Возвращаясь в день сегодняшний, хочется от всей души поблагодарить всех, кто примкнул к нашему движению. Если говорить о маститых современных авторах, то из известных армянских художников на призыв аукциона откликнулись Григоряны — отец и сын. Юрий Суренович Григорян и Юрий Григорян-младший прислали нам свои работы. Поделился своей коллекцией и известный мастер Амазасп Мхитарян (HAMUZ).

АММ: А коллекционеры? Жертвовали ли они аукциону работы из своих собраний?

Э.Е.: Не могу не отметить ту открытость, с которой откликнулись на заявку аукциона меценаты. Частные коллекционеры предоставили нам работы Эдуарда Абаджяна, Владимира Мигачева, Василия Бубнова, Джино Синигалья, покойной Лусик Агулеци и многих других именитых армянских мастеров. Было приятно, что нам писали со всего мира, ведь среди резидентов #ArtForArmenia — художники из Австрии, Испании, США, Израиля, Германии и многих других стран. Мы открылись к сотрудничеству и с галереями. Это оказался успешный опыт, что видно на примере работы с галереей Artstory, с энтузиазмом предоставившей нам работы из своей коллекции.

Карен Арутюнян с работой для аукциона. Фото предоставлено © The Artfor’s

Карен Арутюнян с работой для аукциона. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Использовали ли вы поддержку инвесторов для проведения аукциона?

Г.Ч.: Мы, понимая на что способны, на тот момент опирались исключительно на свои силы. Привлекли профессионалов своей сферы и разработали онлайн-площадку для аукциона на основе тех ресурсов, которые были доступны. Большую роль в организации работы сыграли волонтеры — более 30 человек обеспечивали курирование торгов, так как аукцион был автоматизирован лишь частично. Волонтёры контролировали переводы оплаты за выигравшие лоты, следили за тем, чтобы средства поступили в фонд, наблюдали за доставкой работ художников.

АММ: Если не секрет, какую сумму удалось собрать в ходе благотворительного аукциона? И сразу второй вопрос: куда она была направлена?

Г.Ч.: За две недели существования благотворительного онлайн-аукциона #ArtForArmenia удалось привлечь более 3 миллионов рублей. Все средства были перечислены в пользу Арцаха во Всеармянский фонд Hayastan. Отмечу, что финансовая сторона вопроса была организована так, что участники аукциона переводили деньги напрямую в фонд. После подтверждения оплаты мы организовывали доставку работ владельцам.

АММ: В этой связи хочется спросить, как будут организованы следующие аукционы. Какой фонд избран для перечисления средств?

Э.Е.: Наш аукцион развивается, становится более точечным, так как нам хочется работать максимально эффективно в плане социальной пользы. Именно поэтому мы решили для каждого аукциона тщательно выбирать социальную проблему и благотворительный фонд, в сотрудничестве с которым готовы проводить торги. Второй аукцион мы поведём совместно с фондом «Страхования военнослужащих», который создан в 2017 году и действует на основании соответствующего закона. Ресурсы фонда формируются за счет обязательных ежемесячных платежей (пропорционально доходам) налогоплательщиков Армении и Арцаха, а также за счет добровольных пожертвований.

«Маки», Лусик Агулеци. Фото предоставлено © The Artfor’s

«Маки», Лусик Агулеци. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Коллеги, расскажите, пожалуйста, подробнее о фонде «Страхования военнослужащих». Чем организация вызвала ваше доверие?

Г.Ч.: Мы приветствуем идеологию фонда, ведь организация была создана для облегчения экономических трудностей, с которыми сталкиваются семьи, когда солдат ранен или убит в бою. Нам близки главные принципы фонда: поддержание социальной справедливости, равенство выплачиваемых сумм, долгосрочность, неприкосновенность активов, а также абсолютная подотчетность общественности. Мы убедились, что на сайте фонда присутствует вся отчетность. Кроме того, онлайн всегда можно найти имена тех солдат, семьям которых Фонд «Страхования военнослужащих» выплатил компенсацию.

АММ: Сейчас уже открыт сбор работ для ближайшего благотворительного аукциона? Кому можно включаться в работу?

Г.Ч.: Да, все верно, до 15 июля будет открыт сбор работ. Мы приветствуем участие не только художников, но и арт-дилеров — коллекционеров, галерей, музеев. Каждый вклад очень ценен.

Картина из серии «Весна 20/20», Владимир Мигачёв. Фото предоставлено © The Artfor’s

Картина из серии «Весна 20/20», Владимир Мигачёв. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Какие цели вы ставите себе по сумме продаж во время второго аукциона?

Э.Е.: Мы ориентируемся на количество полученных работ. Чем больше качественных работ, тем большую сумму мы сможем выручить. Например, во время первого аукциона было продано около 120 работ. Для второго аукциона по состоянию на конец мая было получено только 50 работ, но мы надеемся суметь привлечь больше. Вне военного времени необходимость поддержки благотворительных организаций не становится меньше, именно это мы стараемся донести до общественности. В первую очередь необходима поддержка семей военных, многие из которых остались без кормильцев и с маленькими детьми.

АММ: Мы говорили больше об аукционе как об инструменте благотворительности. Теперь хочется сместить акцент на весь проект целиком — на саму площадку The Artfor’s. О чём он? Какие у проекта перспективы? 

Г.Ч.: Сегодня нам кажется важной идея продвижения искусства в массы. Данным проектом мы поддерживаем тренд расширения границ искусства, делая его более доступным. Мы так и назвали наш сегмент — «доступное искусство». Нам кажется, что The Artfor’s может стать одной из ведущих мировых площадок этой сферы в перспективе.

«Бродячие артисты», HAMUZ. Фото предоставлено © The Artfor’s

«Бродячие артисты», HAMUZ. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Кроме амбициозной задачи выйти на мировой рынок искусства, расскажите, пожалуйста, какие ещё цели и задачи стоят перед проектом The Artfor’s?

Э.Е.: Хороший вопрос. Планируем решать задачу предоставления армянским художникам возможности проявить себя на мировой арене — помимо создания онлайн-площадки будем помогать художникам выстраивать позиционирование, проводить кураторские выставки, обеспечивая продвижение, возьмём на себя организацию международных доставок. Ожидается, что создание маркетплейса для армянского искусства позволит привлечь внимание мирового сообщества к сфере армянской культуры и искусства и окажет позитивное влияние на его развитие в целом.

АММ: Какое место вы отводите благотворительному аукциону в решении художественных задач?

Г.Ч.: В озвученной стратегии благотворительный онлайн-аукцион #ArtForArmenia ставит абсолютно практическую задачу — реализует скрытый потенциал воздействия искусства на благо Армении. Идея основать благотворительный онлайн-аукцион произведений искусства у нас возникла раньше идеи создания маркетплейса. После успешного проведения первого аукциона осенью 2020 года мы решили сохранить формат ежегодных благотворительных торгов, чтобы через арт-сферу поддерживать социальные проекты в Армении. Ближайший благотворительный аукцион пройдет в сентябре.

«Двое», Юрий Григорян-младший. Фото предоставлено © The Artfor’s

«Двое», Юрий Григорян-младший. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Как вы оцениваете присылаемые на аукцион работы с искусствоведческой точки зрения?

Э.Е.: Один из ключевых участников нашей команды — креативный эдвайзер Анна Рихтер, специалист с опытом работы в одном из крупнейших аукционных домов Великобритании. Анна делает анализ всех поступающих к нам работ, исследуя историю продаж и выставок художника, смотрит, каков провенанс. В финале она дает предварительную оценку каждого произведения искусства.

В дальнейшем мы планируем собрать команду искусствоведов и экспертов из разных областей, чтобы подходить к процессу отбора работ всесторонне.

АММ: Эмилия и Гаяне, расскажите о себе. Были ли вы связаны со сферой искусства до старта The Artfor’s?

Г.Ч.: Давайте мы перекрестно расскажем друг о друге, так будет интереснее. Эмилия по образованию программист, работала менеджером в технологических стартапах, в последние годы занимается UX/UI дизайном, а также воспитывает двух дочерей. Была сооснователем проекта TravelDog и занималась организацией фото-воркшопов в Армении. В свободное время увлекается живописью, поэтому проект стал не только местом для реализации профессиональных навыков, но и творческой отдушиной.

Э.Е.: (Смеется.) Спасибо за представление, да, всё так и есть. Расскажу в свою очередь о Гаянэ. Она по образованию экономист, раньше работала в стратегическом консалтинге, последние несколько лет занимается развитием инноваций и проектами разработки программного обеспечения для корпораций, свободное время посвящает поддержке армянских соцпроектов, например, стояла у истоков образовательного проекта Zartnir. Что касается The Artfor’s, то кажется, он удачно встал на стыке интересов разработки новых продуктов и поддержки социальной сферы Армении. Я не ошиблась?

Г.Ч.: В яблочко.

Участник аукциона с картиной. Фото предоставлено © The Artfor’s

Участник аукциона с картиной. Фото предоставлено © The Artfor’s

АММ: Есть ли у вас готовность вкладываться в развитие площадки и выходить на уровень глобальной платформы?

Г.Ч.: Хотелось бы в ближайший год после выхода релиза нового сайта The Artfor’s понять уровень спроса на подобную онлайн-площадку. Проще говоря, хочется, чтобы люди знали, что у нас можно познакомиться с армянскими художниками и приобрести их работы. В случае, если площадка сможет найти своего покупателя, иными словами, окажется востребованной на международной арене, то мы будем готовы привлекать сторонние инвестиции и развивать проект дальше.

АММ.: Планируете ли вы открыть в перспективе свою галерею искусств в Армении или в России?

Э.Е.: Это было бы здорово, конечно. Однако основной фокус проекта — онлайн-продажи. Хотелось бы сосредоточиться на этом. Это тот уникальный случай, когда миссия и мечта совпадают. Для нас это — горячее желание экспортировать армянское искусство. Мы хотим делать свою работу так, чтобы об искусстве и о наших художниках узнали во всем мире. И, возможно, через некоторое время нам посчастливится стать свидетелями того, что работы современных армянских мастеров будут представлены в ведущих галереях мира.

В оформлении обложки использована картина Юрия Григоряна «Кормилица»













The Artfor's: «Мы хотим, чтобы об армянских художниках узнали во всем мире»