Сос Мовсисян: «Война казалась вечной»
Соса Михайловича Мовсисяна, невероятно позитивного и творчески активного человека, все знают как Заслуженного журналиста, автора многочисленных статей и книг, также его имя связывают с Комитетом печати Армении, который он возглавлял на протяжении десяти лет, и издательством «Луйс». Но за этой активной деятельностью и природной скромностью героя нашего очерка на второй план отходит другая история, не менее важная, а, может, даже более ценная — это боевой путь Соса Михайловича. Он прошёл Великую Отечественную войну с 1942 года до Победы. Родился он в 1923 году. В 1941 году с отличием окончил Севанскую среднюю школу и год проработал учителем математики. В 1942 году его призвали в армию. Был командиром взвода, затем начальником штаба батальона. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени и многочисленными медалями. С 1945-го до 1947 года служил в Германии. Был демобилизован из армии в звании капитана, после чего вернулся на родину — в Армению.
«В 41-м году, когда началась война, я уже окончил школу, — начинает беседу Сос Михайлович. — Поэтому, можно сказать, психологически я был подготовлен к военному положению. Хотя, разве можно быть готовым к войне, тем более к такой, которая продлится несколько лет, охватит столько государств и унесет столько жизней?»
В сентябре 1942 года молодого человека распределили в Морской флот. И хотя у Армении нет выхода к морю, Сос Михайлович родился и вырос на берегу высокогорного озера Севан, которое армяне называют Гегамским морем. При распределении этот фактор стал основополагающим и его отправили в Морфлот, считает собеседник.
Первая «остановка» была на железнодорожной станции «Чакви» недалеко от Батуми. Грузия во время Великой Отечественной войны стала тылом Закавказского фронта и Черноморского флота.
До февраля 1943 года Сос Михайлович прослужил в батальоне Морского десанта. В это время нацистская Германия вела наступательные бои за контроль над Кавказом. Командование, отмечая хорошее владение русским языком, отправляет Соса и еще 15 человек в Военно-морское офицерское училище в Муроме. Дорога оказалась очень долгой, так сказать, обходной, учитывая, что немцы были на Кавказе: из Батуми отправились в Баку, потом в Среднюю Азию и только через месяц добрались до Горького.
«Страшная зима была, очень холодная, — вспоминает Сос Михайлович. — Врезалось в память, как на лету замерзали птицы и падали. А мы — всё-таки южане, даже не представляли, что мороз может быть настолько суровым».
Военно-морское училище так и не удалось закончить. Проучились около двух месяцев. Весной вышел приказ Верховного Главнокомандующего о расформировании учебного заведения и отправке курсантов в качестве пополнения на Западной фронт.
Так Сос Михайлович оказался в Прибалтике.
«Однажды, уже после войны, когда я вернулся в Армению, мне позвонили два литовских журналиста, — делится ветеран. — Откуда они узнали моё имя, не знаю, но они приехали в Ереван, чтобы записать воспоминания, которые потом вошли в книгу».
На Прибалтийском фронте Сос Мовсисян служил в 43-й армии. Словом, настоящий военный путь начался именно оттуда и закончился в городе Нойштрелиц Восточной Германии, считает ветеран. Участвовал в разных боях на разных фронтах.
«Трудно было понимать, на каких именно фронтах разворачивались события, я тогда ещё не совсем разбирался, — делится Сос Михайлович. — Война казалась вечной, и никто не думал, когда же она закончится. Ни о чем не мечтали, не думали, что ждёт впереди, просто знали, что нужно воевать».
Когда молодого человека из Мурома послали на фронт, командование определило его на курсы младших лейтенантов при дивизии. Нет, это не какое-нибудь учебное заведение в классическом понимании — обучение шло по ходу, так сказать, курсанты, они же бойцы, передвигались вместе с фронтом, совмещая теорию и практику. Курсы Сос Михайлович окончил с отличием, и его сразу назначили командиром взвода, потом командиром роты и начальником штаба батальона. Войну он завершил начальником штаба батальона.
Были и ранения, к счастью, лёгкие, но последствия остались на всю жизнь. Сос Михайлович имеет вторую группу инвалидности.
Спрашиваю, верующий ли человек мой собеседник, он задумывается. «Наверное, я не совсем верующий, впрочем, как и большинство, — отвечает после нескольких секунд молчания. — Но, интересно, будучи таковым, все время ведёшь диалог с Богом, обращаясь к нему: „Aствац миарасце“ (Hе дай Бог), „Aствац та“ (Дай Бог). Особенно, если ты на войне или проходишь другие испытания».
Сос Михайлович вспоминает один случай. Он до сих пор не может определить — было ли это случайностью или чем-то судьбоносным. Произошло всё в Прибалтике на передовой линии. Ночью командир, взяв нескольких солдат, пошёл к лесу копать окопы. «Это даже не лес был, а небольшой участок с кустарником, — рассказывает ветеран. — Окопы мы копали всю ночь и день. „Давайте-давайте, быстрее! Чем больше накопаете, тем безопаснее будет“, — говорил нам командир. Маленькими солдатскими лопатами мы усердно копали, но земля давалась с трудом. И вот, когда я углубился на полметра, командир „отдаёт“ мой окоп пожилому солдату, чтобы тот продолжил копать, а меня отправляет в другое место. Конечно, я начинаю возмущаться, даже выругался на армянском. А через полчаса немцы устраивают сильный миномётный обстрел. Прятаться было некуда, я положил голову в небольшую яму, которую успел выкопать. После обстрела мы увидели, что пожилого солдата разорвало на куски прямым попаданием. Тогда командир сказал мне: „Видишь, я спас тебя“. Я снова выругался и ответил ему, что это случайно. А сейчас уже не знаю».
Победу Сос Мовсисян встретил в качестве начальника штаба батальона в составе 346-й стрелковой Дебальцевской Краснознамённой дивизии в немецком штате Мекленбург.
«Этот день остался незабываемым в моей памяти, — рассказывает он. — Было солнечно, и мы совсем потеряли голову от радости. В воинскую часть завезли алкоголь. А я был непривыкшим к таким крепким напиткам, как и другие мои ровесники: разбавляли водку водой. Помню, сидевший рядом пожилой солдат сказал: «Вы, ребята, если будете так пить, то быстрее опьянеете. Лучше пить чистый алкоголь и запивать водой».
На следующий день Сос написал домой счастливое и длинное письмо, которое закончил коротким стихотворением:
Мы прошли четыре жизненных пути
По неизвестным и тёмным дорогам,
Поднимались по голым скалам,
Видели разрушенные деревни и города.
На нас жадно смотрела смерть,
Но мы шли вперёд, игнорируя опасность
И представляя новую жизнь.
(Вольный перевод автора очерка)
Сос Михайлович служил в армии до 1947 года, оставшись в Германии. После войны командование дивизии решило направить армянина в московскую Военную академию, но родители воспротивились, опасаясь, что сын свяжет свою жизнь с военной службой.
Тем, кто отличился на войне, имел награды, после 9 мая в первую очередь дали отпуска. И Сос, воспользовавшись привилегией, отправился в Армению, а когда вернулся в Германию, оказалось, что их дивизия за это время передислоцировалась в СССР. Но дела Соса Мовсисяна остались в советской военной администрации в Германии. И тогда его назначили заместителем коменданта в городе Нойштрелиц. Демобилизовался он капитаном в 1947 году.
Вернувшись в Армению, Сос Михайлович с отличием окончил Педагогический институт им. Х. Абовяна, затем с красным дипломом факультет журналистики Московского высшего училища ЦК КПСС. Работал в партийных органах (руководитель партийного комитета Еревана, руководитель отдела печати Ереванского обкома), возглавлял редакционный совет газеты «Советская Армения», руководил пресс-центром, сектором радио и телевидения, был заместителем председателя комитета по печати Армении, директором издательства «Луйс». С 1999 года и до сих пор является президентом Национального союза издателей. В 2008 году Сос Мовсисян был награждён Золотой медалью Министерства культуры Республики Армения за значительный вклад в развитие прессы и издательского дела. Также удостоен медалей «Григор Нарекаци» и «Золотое перо».
Что касается личной жизни, то в 1962 году он познакомился с будущей женой Лаурой. Девушка приехала из Тбилиси в Ереван поступать в институт. Тогда Сос работал в республиканской газете «Советская Армения». Главредом «Советской Грузии» был дядя Лауры, который знал Соса, — он-то и посоветовал, мол, езжай в Ереван, обратись к такому-то человеку, может, он чем-то поможет. Но сначала в редакцию с письмом от дяди Акопа пришла мама Лауры. Сос Михайлович выслушал, прочитал письмо и спрашивает: «А где ваша дочка? Приводите её».
«На следующий день я увидел нежную и красивую девушку, — продолжает Сос Михайлович, смеясь, — ну, и прицепился». Правда, тут их пути разошлись, потому что вмешался другой дядя Лауры, который настоял на том, чтобы она училась в Ленинграде в Технологическом институте. Девушка поддалась, но проучилась год, поддерживая общение с Сосом через письма. Потом он уговорил её вернуться в Ереван, поступить в Педагогический, что Лаура и сделала.
Сос Михайлович и Лаура Александровна почти 60 лет прожили вместе в любви и согласии. И сейчас, находясь в преклонном возрасте, нежно заботятся друг о друге.
Журналист, писатель, литературовед, основатель проекта «Гора» Елена Шуваева-Петросян специально для Армянского музея Москвы
Фото обложки: из архива Соса Мовсисяна