Редакция

Звёздный фотограф советского экрана Георгий Тер-Ованесов

Редакция
Звёздный фотограф советского экрана Георгий Тер-Ованесов

В советское время существовала такая профессия — фотохудожник. Не просто фотограф, а мастер художественной фотографии. Таким был Георгий Макарович Тер-Ованесов — звёздный фотограф, которому доверяли съёмки своих портретов первые красавицы советского кино. Анастасия Вертинская, Виктория Фёдорова, Вия Артмане, Татьяна Доронина и Алла Демидова — их прекрасную молодость запечатлел в вечности никто иной, как Георгий Тер-Ованесов.

На фото Жорж Тер-Ованесов справа. Фрунзика Мкртчяна и Евгения Евстигнеева сложно не узнать. Источник: govza.ru

На фото Жорж Тер-Ованесов справа. Фрунзика Мкртчяна и Евгения Евстигнеева сложно не узнать. Источник: govza.ru

Самые знаменитые актёрские снимки, которые расходились тысячными тиражами, сделал Тер-Ованесов. Вот только актёров знали все, а создателя их образов — единицы посвящённых.

В киношных кругах его запросто называли — Жорик, а чаще на французский манер — Жорж. Он был одним из немногих избранных, допущенных снимать отечественных артистов для журнала «Советский экран» и последующей серии фотоснимков кинокрасавиц и кинокрасавцев для Союзпечати. Они продавались в каждом киоске и даже получили название «звезда по 8 копеек» — из-за цены, указанной за один снимок.

На фото (слева направо): 1. Виктория Фёдорова. 2. Анастасия Вертинская с Джимом. 3. Алла Демидова. 4. Жанна Болотова. © Георгий Тер-Ованесов

Фотографией Тер-Ованесов увлекался с детства. Снимал на полупрофессиональную камеру. А вот первый профессиональный аппарат ему подарили во время Великой Отечественной войны, после участия в битве на Курской дуге. Георгий Макарович тогда получил не только первый орден Красной Звезды, но трофейную камеру в качестве дополнительной боевой награды. Эта самая военная камера открыла ему путь в профессиональную деятельность — по окончании Великой Отечественной друзья помогли Жоржу устроиться на фотокомбинат. Его работы увидел заведующий отделом литературы и искусства «Вечерней Москвы» Всеволод Шевцов и пригласил Тер-Ованесова работать фотокорреспондентом. А в 1958 году он был приглашён в кино — создавать в сотворчестве с журналистом Андреем Эрштремом первый номер журнала «Советский экран». Так он стал портретным фотохудожником.

На фото: 1. Андрей Миронов. 2. Евгений Евстигнеев. © Георгий Тер-Ованесов

Говорят, советские звезды были капризны и переборчивы не менее, чем современные селебрити. Им сложно было угодить. Но Жорж сумел покорить «Мосфильм» своим обаянием и получил признание благодаря таланту. Только он один умел так выставить свет и установить модель, разговаривая при этом с каждым артистом о самом важном. Он умел подбирать волшебный ключ к раскрытию личности каждой модели и делал это так, что каким-то образом из всей стандартной комбинации щелкания затвором рождались замечательные, характерные, одухотворённые портреты, которые вошли в историю отечественного кинематографа и составляют сегодня гордость коллекционеров-букинистов.

Ну конечно же, Тер-Ованесов тесно общался со всеми, кого снимал. Писатель Эдуард Хруцкий писал о Жорже: «Он не просто ставил свет и щелкал затвором фотоаппарата. Жорж дружил со своими моделями, встречался с ними, спорил. Олег Стриженов, Борис Андреев, Никита Михалков, Георгий Жженов. Невозможно перечислить всех. Он искал главное, что должен увидеть объектив его аппарата. И находил. Поэтому его портреты невозможно спутать с работами других фотохудожников».

Но самым главным другом в его жизни был Фрунзик Мкртчян. Известно, что именно Тер-Ованесов уговорил Фрунзика сняться в знаменитом фильме Георгия Данелии «Мимино». Об этом, а также о дружбе Жоржа с актёром Евгением Евстигнеевым Армянский музей Москвы уже писал ранее.

Источники: Хруцкий Э. «Тени в переулке» || frunzik.com

Обложка: govza.ru

Звёздный фотограф советского экрана Георгий Тер-Ованесов