Современная «армянская» архитектура: одни из самых успешных архитектурных бюро Москвы

Современная «армянская» архитектура: одни из самых успешных архитектурных бюро Москвы

Каждая культура рождает свою архитектуру. В чем-то похожую на других, а в чем-то совершенно неповторимую. Армянская архитектура имеет древнюю и удивительную историю, она очень индивидуальна и узнаваема даже в других странах, где в своё время частичку самобытности привнесли жившие там армяне. Современные армянские архитекторы всё так же продолжают восхищать своими работами и, словно придерживаясь «традиций», строят сооружения в разных точках мира. Культурный обозреватель Армянского музея Москвы Алиса Поплавская рассказала об армянских архитектурных бюро — самых продвинутых и влиятельных в России.

Амфитеатр. Проект реконструкции Московского дворца молодежи, 2020 г. © WALL

Амфитеатр. Проект реконструкции Московского дворца молодежи, 2020 г. © WALL

Юрий Григорян, «Меганом»

И в солнечный летний день, и в самую неприветливую погоду торговый центр «Цветной» не бывает пустым. Мы уже и не помним, когда это здание появилось на бульваре, так влилось оно в урбанистический ландшафт современной Москвы. Создан универмаг был по проекту российского архитектора армянского происхождения Юрия Григоряна — графика и художника, педагога МАРХИ и одного из основателей архитектурного бюро «Меганом». Можно сказать, что именно компания Григоряна определила уже такой привычный нам на данный момент облик Москвы: на счету бюро — постройка башни «Империя» (входит в состав Москва-Сити), реконструкции домов на набережной Москвы-реки и на ЗИЛе. 

Универмаг Цветной. © Meganom official site

Универмаг Цветной. © Meganom official site

В процессе развития «Меганома» его деятельность вышла и за пределы России: в 2017 году Юрий Григорян предложил уникальный проект небоскреба, который взялись осуществить в Нью-Йорке. По замыслу архитектора, это будет очень тонкое здание высотой 307,5 метров, с 54 этажами и всего с одной несущей стеной. В постройке напротив несущей стены предусмотрны большие круглые окна, сквозь которые можно будет рассмотреть панораму города. Две другие, полностью прозрачные стены, создадут у проживающих ощущение парения над Манхэттеном. Именно там, на «Пятой авеню», известной многим по добрым американским фильмам 90-х, и будет располагаться дом. На самом верхнем этаже Юрий Григорян спроектировал смотровую площадку для всех жильцов небоскреба, чтобы они могли любоваться панорамой вечернего или утреннего города. 

Проект 305-метровой жилой башни на Пятой Авенью, Манхеттен, Нью-Йорк, США. © Meganom official site

Проект 305-метровой жилой башни на Пятой Авенью, Манхеттен, Нью-Йорк, США. © Meganom official site


 

— Речь здесь больше о том, как архитектура работает для человека. То есть это не столько функциональность, сколько то, как человек чувствует себя в том или ином объекте, а также то, как он видит его снаружи. И, наверное, именно с этой установкой и были созданы лучшие образцы современной архитектуры.

Юрий Григорян в интервью для новостного агентства «Sputnik»


Рубен Аракелян, Айк Наварсадян и бюро WALL

Шесть лет — ровно столько времени заняло у команды архитектурного бюро WALL создание более 100 проектов для Москвы. И все это под управлением двух молодых, но уже очень опытных архитекторов — Рубена Аракеляна и Айка Наварсадяна. 

И тот, и другой учились в МАРХИ, и оба перед защитой диплома проходили стажировку в компании «Меганом» у Юрия Григоряна. После даже работали там, а позже, в 2014 году, решили объединить свои силы. Было создано архитектурное бюро с небольшой командой, но с огромным творческим потенциалом и не меньшей работоспособностью. Уже в 2015 году на крупной профильной выставке «АРХ Москва» WALL было признано лучшим молодым бюро. 

Павильон Департамента информационных технологий на ВДНХ. Фотография © Илья Иванов

Павильон Департамента информационных технологий на ВДНХ. Фотография © Илья Иванов

Название компании имеет не одно значение: WALL — это и «стена», и аббревиатура — «World Architecture Local Line» — «архитектура на стыке глобального и локального, внешних факторов и внутренних, дедуктивного и индуктивного мышления». 

Подвижность мышления, наличие большого количества идей и принятие во внимание мнение каждого сотрудника бюро помогают смотреть на привычную многим архитектуру свежим взглядом и позволяют команде WALL сохранять уникальность и самобытность своих проектов.

Павильон Департамента информационных технологий на ВДНХ. Фотография © Илья Иванов

Павильон Департамента информационных технологий на ВДНХ. Фотография © Илья Иванов

Примером служит Павильон Департамента информационных технологий, построенный в 2016 году на территории ВДНХ «Парк знаний». Здание было спроектировано для выставок и образовательных программ, и эту идею архитекторы смогли выразить даже во внешнем облике павильона. Его фасад облицован материалом, известном еще в Древнем Риме, — бетоном. На плиты нанесен рисунок, который внешне повторяет материнскую плату (металлическая пластина, являющаяся основой построения модульного устройства, например — компьютера), провода и чипы. Издалека орнамент чем-то похож на египетские иероглифы или геоглифы Наски в уменьшенном виде. Это здание — словно послание древних жителей нам — в будущее. Павильон совершенно «глухой», как крепость или древний храм — храм технологий, а три больших застекленных стены напоминают о настоящем времени, нашем современном мире. 


 

«Пожалуй, самый интересный сейчас проект лично для нас — это винодельня в Армении. Там нет нормативных требований по пожарной безопасности и экологии, так что все делается на уровне интуиции, и проект получается чудесный. Это исключительно ландшафтная архитектура, и для нас счастье работать с таким контекстом: постройка в нетронутой природе»

Из интервью для Afisha Daily, «Бюро WALL: как создавать архитектуру между прошлым и будущим»


22 апреля в своем аккаунте Faceebook компания WALL с радостью сообщила о начале строительства комплекса для винодельни в Армении. Это будет удивительный и непривычный проект винного производства, который по сравнению со многими современными постройками, хочется назвать произведением искусства. Это будет не просто здание, а целый перечень ландшафтно-архитектурных объектов: сама винодельня, гостиница со спа-комплексом, которые частично «срастаются» с ландшафтом, а частично остаются открытыми. Проект будет представлен в виде «руинообразных» сооружений: амфитеатр под открытым небом, улицы и пирсы, и даже крытые галереи. Рубен Аракелян и Айк Наварсадян решили добавить в дизайн гостиницы национальные элементы армянской кладки, но в увеличенных размерах. В итоге гостиничный комплекс предстанет в виде крупной кладки камней, где каждый камень будет целым номером для гостей. 

Винодельня в Армении. © WALL

Винодельня в Армении. © WALL

В постройке примут участие не только рабочие, но и жители армянской деревни, на землях которой будет осуществлен проект. Они создадут и строительные материалы, и мебель, и даже посуду, используя материалы своего производства, что поможет поднять на новый уровень экономическую сторону жизни этого небольшого армянского поселения. 

Рубен Аракелян и Айк Наварсадян берут в работу только те проекты, которые по-настоящему им интересны. Коллеги верят, что в будущем смогут финансировать их самостоятельно, что даст им как архитекторам полную свободу действий. Но и не дожидаясь этого, бюро WALL продолжает украшать Москву, поэтому если в ближайшее время вы увидите удивительные изменения Московского дворца молодежи, знайте, что реконструкция была проведена все тем же бюро по проекту, окончательно утвержденному в феврале этого года. 

Вид с Новой площади. Проект реконструкции Московского дворца молодежи, 2020 г. © WALL

Вид с Новой площади. Проект реконструкции Московского дворца молодежи, 2020 г. © WALL

Москве, несомненно, повезло: ее архитектурное будущее видится светлым, современным, но и с уважительным сохранением того облика, который кажется нам всем знакомым и родным. Меганом и WALL постепенно движутся в сторону положительного архитектурного и дизайнерского опыта Европы и США, «захватывая» территории других стран, и, вполне возможно, что скоро начнут творить и на землях Армении, чего так бы хотел Юрий Григорян, а Рубен Аракелян и Айк Наварсадян уже начали осуществлять.

Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы

Обложка © WALL

Современная «армянская» архитектура: одни из самых успешных архитектурных бюро Москвы