Что мы знаем о христианских базиликах Армении IV–VII веков до арабского завоевания?

Что мы знаем о христианских базиликах Армении IV–VII веков до арабского завоевания?

Как известно из источников, начало средневекового армянского искусства специалисты относят к IV веку от РХ. Это был период зарождения феодальных отношений в Армении. Формировалась христианская национальная идентичность армян. Борьба за независимость, которую вел тогда армянский народ, заметно отразилась в различных областях общественной жизни. Одним из важнейших событий раннесредневековой истории Армении было создание Месропом Маштоцем на рубеже IV–V веков армянской письменности, а в V–VII столетиях были заложены основы средневековой армянской культуры, достижения которой ярко характеризуются трудами историка Моисея Хоренского, философа Давида Непобедимого, математика и географа Анания Ширакского. На эти 400 лет приходится период первого расцвета зодчества и изобразительного искусства армян. Так каким оно было? И что повлияло на его развитие? Данная статья, основанная на материалах Библиотеки Всеобщей истории искусств, ответит на эти вопросы.

Руины Двина. Источник: ru.wikipedia.org

Руины Двина. Источник: ru.wikipedia.org

Однонефные и трёхнефные базилики Армении

О раннесредневековом городе можно судить по развалинам Двина — крупнейшего центра феодальной Армении, ставшего в 30-х гг. IV в. столицей страны. К цитадели, окруженной двумя рядами стен, примыкали городские кварталы, состоявшие из глинобитных и каменных зданий. Наиболее древним монументальным сооружением Двина был расположенный неподалеку от цитадели кафедральный собор, перестроенный в начале IV в. из ранее существовавшей на этом месте дохристианской трёхнефной базилики. Вокруг собора группировались другие строения, составлявшие центральный квартал Двина. Во второй половине V в. здесь были сооружены палаты главы Армянской церкви — католикоса, одно из самых ранних дворцовых зданий средневековой Армении.


В большинстве христианские храмы Армении в IV–V вв. были однонефными (Диракларская) и трёхнефными (Касахская) базиликами с цилиндрическим сводом пли плоским перекрытием под двускатной кровлей. Внешние формы наиболее древних христианских базилик Армении довольно просты. Умело найденные пропорции, подчеркивавшие горизонтальную протяженность построек, а также выразительная гладь стен, сложенных из крупных квадратов хорошо отесанного камня, придавали им величественный вид. Этому же способствовал ступенчатый стилобат, на котором обычно возвышались храмы.

План и южный фасад Ереруйкской базилики. V век. Источник: artyx.ru

Укрепление христианства в Армении и потребность в более значительных сооружениях, вмещавших большое число верующих, привели уже в V в. к ряду изменений в первоначальном типе базиликальных церквей. Так, внутри помещения Ереруйкской и близкой к ней Текорской (конец V – начало VI в.) базилик были достаточно обширными, причем доминирующую роль играл заметно возвышавшийся над боковыми широкий средний неф, заключенный между тремя парами Т-образных столбов. По всей вероятности, в то время к ранее сооруженным базиликам стали пристраивать с восточной стороны приделы (крещальни), а на боковых сторонах сооружать крытые галереи. Некоторые вновь возведенные базилики, например, Ереруйкская (V в.), кроме галерей и приделов, имели на западной стороне две башни, напоминая этим базилики Сирии и Малой Азии. Открытые затененные портики боковых галерей контрастно выделялись на фоне массивной глади стен и башен. Монолитность кладки из крупных блоков камня была подчеркнута также довольно скупыми скульптурными декоративными деталями, обрамлявшими окна и двери Ереруйкской базилики.

Купольные залы

В VI–VII вв. для зодчества Армении характерно стремление к целостности внутреннего пространства. Некоторые базилики перестраивались в купольные храмы (Текор); создался новый, своеобразный тип купольной базилики, примером которого может служить большой храм в селе Талин (VII в.). Зодчий, сохранив в плане базиликальную трёхнефную композицию, четко выделил центральное пространство, увенчанное куполом. Снаружи принцип акцентировки центрального объема проявился в расположении посредине северной, восточной и южной сторон многогранных абсид, украшенных декоративными арками.

Другим, своеобразным, типом армянского храмового зодчества являются так называемые купольные залы (Птгнаванк — VI в., собор в Аруче — VII в.). В отличие от базилик, столбы, разделявшие помещение на нефы, заменяются выступающими из стен пилонами; на них опираются подпружные арки, которые создают переход к барабану и куполу.

Центральнокупольные храмы

Храм Рипсиме близ Эчмиадзина. Источник: artyx.ru

Храм Рипсиме близ Эчмиадзина. Источник: artyx.ru

Наиболее явственно воплощены конструктивные и архитектурные особенности армянского центральнокупольного сооружения в замечательном памятнике архитектуры — храме Рипсиме близ Эчмиадзина. Эта постройка, имеющая своим предшественником церковь в селении Аван (конец VI в.), входит в круг того довольно распространенного типа архитектурных памятников Закавказья, который представлен в Грузии монастырём Джвари.

План храма Рипсиме близ Эчмиадзина. 618 г. Источник: artyx.ru

План храма Рипсиме близ Эчмиадзина. 618 г. Источник: artyx.ru

В основе плана интерьера лежит крест, концы которого завершены полукруглыми абсидами. Углы заполнены квадратными приделами, которые соединяются с подкупольным пространством посредством круглых ниш. Вся композиция в плане заключена в прямоугольник: абсиды не выступают за линию стен. Внешние формы здания, массивные и монолитные, характеризуются точно найденными пропорциями, членением стены нишами (что выявляет снаружи крестообразную планировку интерьера) и выразительной фактурой превосходной каменной кладки. Вертикальный ритм архитектурных масс подчеркивают высокие щипцы, как бы прорезающие горизонтальные линии карнизов угловых приделов, а также удлиненные ниши и узкие окна, обрамленные каменными бровками со строгим орнаментальным рисунком. Силуэт храма предельно четок и поражает исключительной цельностью. Первоначально храм имел высокий восьмигранный барабан, что придавало ему еще большую устремленность ввысь. 


Купольные ротонды
Наряду с центральнокупольными храмами, имеющими в основе плана прямоугольник или квадрат, в зодчестве Армении получают распространение в VII в. и так называемые купольные ротонды. Самым ярким образцом этого типа был сооруженный в середине VII в. при католикосе Нерсесе III (640–661) храм св. Григория, или Звартноц (храм Бдящих сил), развалины которого сохранились близ Эчмиадзина. По мысли его строителей, Звартноц являлся не только патриаршим собором, утверждавшим величие власти первосвященника Армянской церкви, но одновременно и памятником св. Григорию — «просветителю Армении», его мавзолеем, хранилищем его мощей. Строители Звартноца, очевидно, учитывали опыт создания купольных ротонд в сирийском и византийском зодчестве, однако ближайшим прообразом Звартноца послужил храм в селении Ишхани (юго-западная Грузия), построенный несколько ранее по распоряжению того же Нерсеса. Храм в плане представлял равноконечный крест с закругленными абсидами (тетраконх), но этот крест был заключен не в квадрат или прямоугольник, а в кольцо массивных стен. Снаружи храм, состоявший из трех постепенно уменьшающихся в диаметре, поставленных один на другой цилиндров и конической кровли, казался тяжеловесным и массивным. Интерьер поражал величественностью и архитектурным богатством. Основное ядро постройки было образовано четырьмя абсидами, в местах соединения которых находились мощные пилоны. С трех сторон (за исключением алтарной) абсиды внизу прорезали колоннады, создававшие возможность кругового обхода. Со стороны обхода против каждого пилона располагались массивные колонны, увенчанные громадными капителями с барельефным изображением орла, распростершего крылья. Вертикальная устремленность полукруглых абсид направляла взгляд зрителя к огромным конхам, перекрывавшим абсиды и сводившим все основные членения интерьера в единое пространство, завершенное куполом на барабане.

Звартноц. План и разрез. Источник: bibliotekar.ru

Орнаменты и декор

Обнаруженные раскопками архитектурные фрагменты позволяют судить о богатом скульптурном орнаменте, который снаружи украшал декоративные арки ярусов и обрамления круглых окон. В треугольниках между арками первого яруса были высечены поясные изображения мастеров — строителей храма — с инструментами в руках. Орнаменты Звартноца, свободно расположенные на гладком фоне, отличаются простотой и лаконичностью форм, конструктивно ясных в геометризованных мотивах и жизненно свежих при изображении характерного для Армении растительного мира. Виноградная лоза, с широкими листьями и тяжелыми гроздьями, ритмично вьющаяся по профилированному архивольту, полна внутренней силы и движения. Скульптурная форма подчеркивает тектонику архитектурной массы. В рельефах Звартноца скульптор претворил образы, рожденные могучей природой Армении. Архитектура и декоративное убранство Звартноца оказали влияние на здания, сооруженные в Закавказье не только во второй половине VII в., но и в более позднее время.

Наиболее значительные армянские храмы (Двинский собор, Звартноц) в интерьере имели мозаику, чаще всего в алтарной абсиде. Более широко была распространена фреска (фрагменты росписей сохранились в Ереруйке, Аштараке, Аруче.).

Звартноц. Середина VII в. Капитель с изображением орла. Источник: artyx.ru

Звартноц. Середина VII в. Капитель с изображением орла. Источник: artyx.ru

В Армении встречаются раннесредневековые надгробные памятники в виде покрытых рельефными изображениями четырехгранных каменных стел, стоявших обычно на постаментах.
Наиболее интересен памятник в Узунларе (Одзуне), представляющий собой три мощных, соединенных арками пилона, поставленных на массивный ступенчатый постамент. Между пилонами помещены две высокие четырехугольные стелы, поверхность которых сплошь покрыта орнаментальными узорами и сюжетными композициями, изображающими христианских святых и различные эпизоды из легенд о распространении христианства в Армении. По тектоничным, выразительным формам и по характеру орнаментальных мотивов памятник в Одзуне близок к памятнику в селении Агуди (Зангезур), относящемуся тоже, вероятно, к V–VII векам.

Арабское завоевание во второй половине VII века затормозило развитие армянского искусства. Депрессия хозяйственной и культурной жизни армян длилась почти два столетия. Но искусство Армении пережило возрождение через 200 лет. Появление новых тенденций совпало с распадом арабского халифата и освобождением Армении от иноземного господства. Но это — тема, которую Армянский музей Москвы поднимет в своих материалах в следующий раз.

Источники:

1. В.В. Шлеев. Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1.

2. В.Н. Лазарев. VI. 10. Искусство Армении ǁ История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.

Обложка: tourister.ru

Что мы знаем о христианских базиликах Армении IV–VII веков до арабского завоевания?