Стилист Лусабер Вартазарян — о моде после пандемии
Лусабер Вартазарян работает стилистом более 15 лет. Она родилась в Москве и начала свою карьеру с должности костюмера на киностудии «Мосфильм». Вот уже третий год Лусабер живёт в Милане. Стиль её работы основывается не на общих схемах, а на интересе к людям и их историям, которые она стремится передать в каждом созданном образе. Корреспондент Армянского музея Москвы Татьяна Тростникова поговорила со стилистом о том, как пандемия коронавируса изменит мир моды.
Татьяна Тростникова: Лусабер, как, по-твоему, повлияет пандемия на производителей одежды?
Лусабер Вартазарян: Производства уже пострадали из-за простоя во время карантина, перебоев с заказами и транспортом, общего падения уровня продаж. Часть из них просто закроется. А оставшимся по окончании карантинного периода придётся сократить предложение из-за отсутствия сырья. В какой-то момент новых вещей просто не будет. То, что успели отшить до объявления карантина, сейчас или лежит на складах, или застряло в пути. Когда эти заказы доедут до магазинов — неизвестно.
Т.Т.: А как изменятся мышление и потребности покупателей?
Л.В.: Доходы населения упадут, и мы все задумаемся о том, сколько тратим. Начнём экономить и неизбежно станем меньше покупать. Но лично я вижу в этом только плюсы. Индустрия моды достигла критического уровня перепроизводства. Бренды выпускают миллион коллекций в год, и не успели мы эти вещи износить, как уже покупаем новые. К сожалению, весь маркетинг работает с целью заставить нас покупать всё больше и больше. С этой точки зрения, пандемия пришлась кстати. Именно сейчас у нас есть шанс выстроить новую систему. Производитель всегда смотрит на спрос, поэтому если мы будем меньше потреблять ширпотреб, уменьшатся объёмы его производства. Мышление потребителя изменится ещё и потому, что у нас появилось время, чтобы задуматься и пересмотреть свои ценности, в том числе отношение к вещам. Так или иначе, подсознательно мы уже чувствовали, что плохо обращаемся с природными ресурсами и где-то перегнули палку, поэтому что-то должно было случиться. Можно соглашаться с этими рассуждениями или нет, но нынешняя ситуация расставила все точки над «i».
Т.Т.: Будем ли мы вообще ходить в магазины, или их заменит онлайн-шопинг?
Л.В.: Не думаю, что мы начнём обходить стороной места массового скопления людей. Если завтра скажут, что можно выходить, многие сразу отправятся за покупками. Просто позволить их себе сможет меньше людей. Что касается онлайн-шопинга, те, кто пользуется услугами стилиста, уже привыкли к нему. Многие из тех, кто пришёл к этому сейчас, скорее всего, тоже оценят плюсы и будут продолжать делать покупки через интернет. Это оптимизирует все процессы. Во-первых, ты не тратишь время на поездки по магазинам и поиск того, что тебе требуется. Можно не спеша изучить каждую вещь в свободное время, не выходя из дома, и сделать заказ. А потом померить всё в одном месте и сдать то, что не подошло. Главное, заранее ознакомиться с условиями возврата, чтобы это не превратилось в проблему.
Т.Т.: Какую терапию индустрия моды может предложить обществу взамен шопингу?
Л.В.: Шопинг как терапия никогда не приносит облегчения. Когда мы бездумно скупаем полмагазина, возникает только неудовлетворённость, помноженная на чувство вины и беспокойство. В результате у нас появляется гора вещей, пользы от которых мы не чувствуем. Это своего рода зависимость, у которой даже есть название — шопоголия. Можно покупать новую одежду, чтобы зарядиться и получить приятные эмоции, но она не должна, как фастфуд, радовать всего несколько мгновений. Вещи должны быть нашими помощниками, соратниками, компаньонами. Этому нам стоит поучиться у итальянцев, которые ценят качество и не гонятся за трендами, при этом оставаясь самой модной и стильной нацией. Они умеют наслаждаться вещами, заряжаться от них. Надеюсь, что сейчас, когда мы все должны будем относиться к своим покупкам осознанно и ответственно, каждый начнёт получать от них удовольствие, и назавтра больше не захочется бежать в магазин.
Т.Т.: В одном из интервью историк моды Александр Васильев сказал, что женщины сейчас станут меньше ходить в салоны красоты. Ты с этим согласна?
Л.В.: Думаю, Александр Васильев прав. Но ему ли не знать, что раньше женщины делали всё сами и были гораздо красивее и элегантнее. То, что сейчас зачастую делают в салонах красоты, к красоте никакого отношения на самом деле не имеет. Я имею в виду огромные ресницы и нарисованные брови, накладные волосы и перекаченные губы. Если мы вернёмся к естественности и научимся сами делать причёски, хуже от этого не будет.
Т.Т.: А как нынешняя ситуация скажется на трендах в модной индустрии?
Л.В.: Думаю, мы столкнёмся с тем, что производители начнут минимизировать расход материалов и рабочий труд — это позволит создавать более доступные по цене вещи. В связи с этим в моде будут самые простые силуэты. Возможно, после карантина нас ожидает второе пришествие пижам как уличной одежды. Мы станем больше носить спортивные костюмы и удобную одежду в целом. Мир моды охвачен апокалиптическими настроениями, и, возможно, мы увидим также футуристические наряды. В коллекциях многих дизайнеров наверняка появятся такие элементы как маски и перчатки. Источником вдохновения послужат костюмы химзащиты.
Т.Т.: Кстати, как ты относишься к тому, что многие дизайнеры начали шить маски?
Л.В.: Никто не продаёт эти маски как товар первой необходимости — они просто дополняют стиль и создают настроение. Так что ничего плохого я в этом не вижу. Гораздо хуже, когда по заоблачным ценам продают медицинские маски и антисептики. Дизайнеры не зарабатывают на масках больших денег. Они тоже выживают, пытаются держаться на плаву и не теряться в сложившейся ситуации. Кроме того, это способ морально поддержать клиента.
Т.Т.: Как с момента начала карантинного периода изменилась работа стилистов?
Л.В.: У каждого стилиста и раньше были услуги онлайн, поэтому нам было не так тяжело переключаться. На первое место сейчас вышла услуга разбора гардероба. Мы с клиенткой созваниваемся и вместе смотрим её одежду. Я говорю, от чего стоит отказаться, а что оставить, и подробно объясняю, почему. Особенно популярна стала такая услуга на несколько человек. Полезно смотреть не только на себя, но и на других — со стороны бывает понятнее то, о чём я рассказываю. Получается некий урок. Кроме того, это возможность развлечься и пообщаться.
Т.Т.: По-твоему, будет ли работа стилистов востребована, как и прежде?
Л.В.: Вопреки мнению о том, что в условиях кризиса люди перестанут тратить деньги на стилистов, я считаю, что всё должно быть ровно наоборот. У стилистов сейчас есть шанс сделать свою профессию наиболее ценной. Хороший стилист всегда минимизирует затраты клиента. Это не только деньги, но и другие ресурсы, о которых мы всё чаще стали задумываться, — наше время и энергия. Шопинг со стилистом — это вдумчивое, ответственное мероприятие. По его итогам вы приобретаете вещи, которые точно будете носить, и не тратите лишние деньги. Стилисты знают, где найти ту или иную вещь дешевле, на что стоит тратить больше денег, а на что нет. Работая над индивидуальным стилем и составляя гардероб, я учитываю склад характера и образ жизни клиентки, типаж и колорит. Такой подход позволяет с меньшими затратами попадать точно в цель. Пользуясь услугами стилиста, человек начинает по-другому относиться к своему гардеробу. Он больше не покупает лишнего и получает удовольствие от одежды, которая у него есть. Стилист поможет по-новому взглянуть и на ваш старый гардероб, что сейчас будет особенно кстати для многих. Можно получить абсолютно новый гардероб, не купив ни одной новой вещи — достаточно уметь правильно всё это носить. Стилисты следят за трендами и знают, как сделать вещи более современными и актуальными.
Т.Т.: Что касается старого гардероба — я знаю, что ты устраиваешь гаражные распродажи ненужных вещей.
Л.В.: Я всегда за то, чтобы предложить ненужные вещи кому-то другому. Вообще ситуация в Европе способствует осознанному потреблению. Ты не можешь просто выбросить одежду — нужно либо отнести её в жёлтый ящик, либо найти этим вещам нового хозяина. В рамках экологичной распродажи я устраиваю лекцию, посвящённую тому, как правильно относиться к своему гардеробу. Затем по очереди демонстрирую каждую вещь, рассказывая, кому она может подойти, и прошу отозваться её хозяина. Если вижу, что эта одежда ему действительно не подходит, то начинаю искать нового хозяина. А если вещь может подойти тому, кто её принёс, я рассказываю, как и с чем её носить. Неважно, где и что вы покупаете, важно как. Нужно внимательно рассмотреть одежду и убедиться в том, что вы точно будете её носить. Впопыхах купленные вещи, как правило, лежат в шкафу мёртвым грузом. Я не вижу ничего плохого в том, что старые вещи продаются в секонд-хендах и их покупают те, кому они нужны.
Т.Т.: Что скажешь о разнице в отношении к секонд-хендам в России и в Европе? Мне кажется, россияне воспринимают их с некоторой долей брезгливости.
Л.В.: Европейцы проще к этому относятся — я никогда не сталкивалась с негативным отношением к секонд-хендам в Европе. На постсоветском пространстве, возможно, есть какие-то комплексы. Точно так же женщина после 50 лет в Европе спокойно может надеть мини-юбку, а у нас это табу. Хотя в Советском Союзе всегда были комиссионки. Моя мама и подруги старшего возраста рассказывают, что могли встретить на улице женщину и предложить купить у неё юбку или сапоги, потому что нигде ничего нельзя было купить. Наверное, мы настолько от этого устали, что сейчас не готовы носить чужие вещи. Ещё один момент — я не припоминаю в Европе секонд-хендов с одеждой из масс-маркета. Обычно это старые коллекции хорошей дорогой и качественной одежды. В Милане можно найти много редких вещей и потрясающего винтажа. Обеспеченные люди частенько заходят в секонд-хенды в поисках какого-нибудь раритета. А в России, особенно в регионах, где покупательская способность низкая, часто продают старую дешёвую одежду. Это тоже играет свою роль — многие думают, что в секонд-хендах одеваются только те, у кого нет денег. Также есть особая категория людей, которые считают, что через одежду передаётся энергия её предыдущего владельца. Тогда у меня вопрос: а почему эта энергия обязательно негативная — вдруг вам передастся что-то хорошее? (Смеётся.) О таких вещах я вообще не думаю. Через меня проходят огромные потоки одежды, которую после рекламных съёмок сдают обратно в магазин. До вас в примерочной её могли померить тысячи людей. Не исключено, что кто-то мог эти вещи поносить и сдать. Это ничуть не лучше, так что нужно относиться к этому проще.
Т.Т.: А как ты относишься к популярной сейчас тенденции сдавать вещи на переработку? Многие магазины даже предоставляют за это скидку на покупки.
Л.В.: Инициатива перерабатывать старые вещи направлена на то, чтобы минимизировать вред, который наносит экологии неосознанное потребление. Поэтому я отношусь к ней очень хорошо. Но скидка на покупку новых вещей в данном случае — это абсурд. Она противоречит изначальному замыслу, так как провоцирует покупать снова и снова. Таким образом круговорот хлама продолжается.
Т.Т.: Можешь ли ты дать базовые советы, как составить «умный гардероб»?
Л.В.: Очень важно, чтобы все вещи сочетались между собой. Тогда количество одежды можно урезать в несколько раз. Таким образом, делая покупки с умом, вы сможете позволить себе более качественные вещи. Я рекомендую приобретать базовый гардероб в более дорогом сегменте. В масс-маркете тоже можно найти что-то качественное, но придётся долго и дотошно искать. Смысл базовых вещей в том, что они дают нам возможность создавать множество сочетаний на все случаи жизни. Значит, мы носим эти вещи очень часто. Именно поэтому на базовый гардероб стоит выделить больше денег — стоимость вещи должна быть пропорциональна частоте её использования. Вечернее платье мы надеваем по особому случаю 1–2 раза за длительный период времени, дальше оно просто висит в шкафу. Поэтому нет смысла тратить на него крупную сумму. А вот белую футболку можно носить через день, и на неё стоит потратиться. Если вы нашли хорошую базовую вещь по приемлемой цене, я советую приобрести её даже в нескольких экземплярах.
Т.Т.: В Сети распространился мем «Весеннюю одежду можно не покупать — не понадобится. А размер летней вы ещё не знаете». Стоит ли сейчас начинать готовиться к лету?
Л.В.: На последние деньги покупать, конечно, ничего не нужно. Но если вы задумываетесь об обновлении гардероба, то подойдите к этому ответственно. Можно поддержать покупками небольшие бренды, дизайнеров или, в конце концов, любимую марку. Внимательно изучите ассортимент онлайн-магазинов, рассмотрите и обдумайте каждую вещь — подходит ли она вам и сочетается ли с вашим гардеробом, не выйдет ли она завтра из моды? Посмотрите фотографии и параметры модели, на которой показана одежда, изучите размеры. Положите понравившиеся позиции в корзину, затем отсейте лишнее и немного подождите, чтобы посмотреть, как меняются цены. Возможно, появятся скидки. Но всё может и подорожать, поэтому лучше подумать об этом сейчас и купить то, что вам необходимо. И ещё хочется добавить: несмотря на то, что по окончании пандемии мы окажемся в непростой для бизнеса ситуации, карантин — это отличная возможность для всех, кто мечтал уйти с работы и начать своё дело, превратить хобби в профессию. Именно сейчас самый удачный момент для того, чтобы создать задел на будущее. Вместо того, чтобы читать плохие новости и переживать, лучше переключиться на это. Изучите всю информацию и подготовьте план действий, запишитесь на обучающий онлайн-курс — потом времени на это, как обычно, не будет.
Беседовала Татьяна Тростникова,
журналист, медиа-менеджер, блогер и путешественник