Мастер света из Гюмри. Памяти художника Эдуарда Арцруняна
10 лет как с нами нет Эдуарда Симоновича Арцруняна — замечательного армянского художника из Гюмри. Он прожил 81 год и старался максимально эффективно использовать отпущенное ему время. Даже когда у художника отнялась рука в 2005 году, он продолжал писать — кисть держал здоровой рукой.
Родился Эдуард Симонович 28 декабря 1929 года в Ленинакане [так в советское время назывался Гюмри. — Прим. ред.]. Первые уроки живописи получил в Ленинаканской художественной школе им. Меркурова, после чего, в 1944 году, Арцрунян поступил на курсы в Художественное училище имени П. Терлемезяна в Ереване. Среднее образование получил в итоге в художественной школе при Всероссийской академии художеств, где обучался с 1947-го по 1951 год.
В начале 50-х годов уехал в Ленинград, где получил высшее художественное образование на отделении живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Академии Художеств СССР. Как живописец Арцрунян сформировался в конце 50-х годов.
В 1963 году Арцрунян переехал в Москву, где прожил 13 лет. В столице СССР он работал в издательстве «Плакат» и создал множество плакатов на социальную советскую тематику. Один из самых известных его плакатов висел практически во всех воинских частях Советского Союза. Он назывался «Честью отца дорожи, родине верно служи».
В 1976 году мастер переехал в Армению и поселился в Ереване. В 1980–1990-е годы стал членом правления Союза художников и был назначен председателем секции живописи Союза художников Армении. Ещё одна страница его биографии — преподавание в Ереванском художественном училище им. Терлемезяна и в Художественном институте [ныне — Национальная Академия изящных искусств. — Прим. ред.].
Выставки и работы
В 1957 году впервые участвовал во Всесоюзной художественной выставке в Москве. Впоследствии участвовал во многих коллективных выставках. В 1991–2004 годах имел многочисленные персональные выставки в ряде городов Армении и СССР — в Ереване, Эчмиадзине, Гюмри, Москве, а также зарубежных стран, в том числе во Франции, Великобритании, Испании, Иране, США, странах Америки, России, на Кипре.
Работы находятся в фонде Третьяковской галереи (Москва), Национальной картинной галереи Армении и Музее современного искусства (Ереван), в фондах Министерства культуры и Художественном фонде Армении, а также в многочисленных частных коллекциях в Армении и за рубежом.
Что мы видим на картинах Арцруняна?
Стиль и мастерство — то неповторимое, что отличает одного художника от другого. Из этого формируется тема. А темой Арцруняна была любовь к родной земле и к людям её населяющим.
Что мы видим на картинах Арцруняна? Людей. Армян простых профессий — тружеников, строителей, пастухов. Арцрунян воспевает горы и деревню, стройку и домашнюю повседневную жизнь. С трепетом и любовью пишет он своих земляков, глубоко проникая в их незамысловатый, но исполненный трудовой поэзии быт. Он — художник природного цикла — воспевает праздники и будни армян, их радости и драмы.
Цвет и свет в картинах Арцруняна занимают ключевое место. Светотени, которые художник привносит в свои полотна, необычайно реалистичны. Это — луч солнца в полумраке обычной комнаты. Это — ярко освещённая природа в его пейзажах. Мы видим, как причудливо свет играет на коже купающейся женщины, любуемся пятнами света, изображёнными на стене в комнате, где мама моет в тазу своего сынишку, становимся очевидцами того, как свет наполняет собой весь деревенский пейзаж.
Работы Э. Арцруняна на армянскую тему. Источник: forum.artinvestment.ru
У художника нет ограничений в выборе цвета. Свои картины он пишет очень пластичным и хорошо осязаемым мазком. И в одних работах цвета — строгие и сдержанные, как в картине «Песня», где две работницы слушают радио и можно предположить, что звучит песня военных лет. А в других Арцрунян использует цвета жизнерадостные и яркие, например, в картине, где труженицы села в алых платьях собирают ягоды.
Образ женщины в творчестве Э. Ацруняна. Источник: forum.artinvestment.ru
Каждая работа Арцруняна — это история. И мы видим измученного тяжким трудом крестьянина, который в конце дня охлаждает ступни в тазу с водой, мы следим за деревенскими ребятишками, которые легко и непринуждённо «крутят колесо», запечатлёнными художником в стойке на руках. Мы вместе с мальчишкой, который ест семена подсолнуха, наслаждаемся их каникулами и радостью детства.
С большим почтением художник пишет женские образы. Армянскими «мадоннами» названы они в статье на портале об искусстве Артхив. Мы видим, что гюмрийский художник отводит женщине традиционную роль: она — мать, дарительница жизни, помощница и труженица. Но вместе с тем, Арцрунян обожествляет женщину. Она всегда вылеплена им со скульптурной пластичностью — монументальная, как античная богиня, но, вместе с тем, гибкая и эмоционально заряженная.
Регалии и заслуги
Заслуженный художник Армянской ССР (1984).
Народный художник Армянской ССР (1989).
В 1977–1978 гг. был удостоен государственных наград СССР.
В 1978–1985 гг. шесть раз был удостоен наград за лучшие работы на выставках одной работы Союза художников.
Серебряная медаль Академии художеств СССР (1991).
Премия Союза художников Армении за лучшую работу, представленную на выставках одной картины армянских художников.
В оформлении обложки использована картина Э. Арцруняна «Утро в селе» из собрания галереи «Сар» в Ереване.
Источник фото: sar-gallery.com