Как армянин Йоханес Диодато научил австрийцев пить кофе
Вена — город знаменитых кофеен. Но есть один факт, о котором мало знают. А те кто знают, говорят что первое кафе в Вене открыл армянин Йоханес Диодато, чьё настоящее имя было Ованес Аствацатур. А вот легенда это или быль — выяснила редакция Армянского музея Москвы.
Подобно разннобразным рецептурам приготовления кофе, история о первой кофейне в Вене подаётся по-разному. Контент зависит от того, кто рассказчик. Если армянин, то сообщается, что пионер кофейного дела в Австрии — Йоханес Диодато. Если украинец или поляк, то место главного героя занимает купец Кульчицкий, называемый переводчиком Восточного торгового общества.
Где правда? И кто них первый? Попробуем разобрать с помощью источников
Уже австрийские историки Йоханнес Эберт и Кнут Герих в своей «Великой хронике всемирной истории» пишут что армянин Йоханес Диодато получил императорскую привилегию «продавать этот восточный напиток в Вене на протяжении 20 лет». Это событие и послужило толчком к развитию кофейной истории Вены. Стало, по словам Эберта «часом рождения венской кофейни».
Это право армянский делец получил от самого кайзера Леопольда I и с большим, как представляется, энтузиазмом приобщал венцев к восточной культуре кофепития. Дело пошло так хорошо, что в 1703 году Диодато открыл первое кафе.
Интрига в том, что Диодато был не просто удачливый бизнесмен. У него был дар переговорщика. Согласно всё той же «Великой хронике всемирной истории», Диодато был шпионом и во время турецкой осады Вены служил при дворе кайзера. Сказано, что «армянин этот занимал должность в австрийском королевском суде и был весьма искусен в решении многих политических и военных вопросов». Кайзер оценил вклад Диодато в дело спасения Вены от захватчиков-турков и щедро наградил, вручив этот самый документ, делающий его привелигированным торговцем и монополистом кофейного дела. Называют Эберт и Герих и дату происшедшего — 1685 год — спустя два года после осады Вены.
Тогда при чём здесь Кульчицкий?
Версию эту очень любят перепечатывать путеводители по Австрии. Данная гипотеза тоже восходит к турецкой осаде Вены и Кульчицкий в ней также предстает как спаситель. Армен Манукян в статье «Армянский кофе по-венски» сообщает, что согласно описаниям в путеводителе, Кульчицкий был избран тайным послом, чтобы просить помощи у представителей правящих домов Европы. Кульчицкий называется в этом источнике уроженцем Армении и переводчиком Восточного торгового общества, сумевшим героически пробраться через вражеский заслон.
«Помощь пришла вовремя, австрийцы совместно с войсками польского короля Яна Собиски освободили Вену», — пишет Армен Манукян. После позорного поражения турков, Кульчицкий был назван спасителем Вены и кайзер его решил щедро наградить. Подобно сказочному герою, купец отказался от золота и попросил отдать то, что не нужно было австрийцам, а именно забрать мешки с кофейными зернами, которые турки впопыхах забыли при бегстве из лагеря. Австрийцы не понимали ничего в кофе, зато Кульчицкий, будучи искушённым в восточных тонкостях человеком, понимал всю выгоду этого дела. Получив мешки, купец быстро освоил кофейное дело и вскоре открыл первую кофейню в Вене.
Обе истории выкроены по одному лекалу: герой-избавитель получает награду от благодарного вельможи. Но всё-таки кто из них был первым?
Ответ есть у Мадалены Дьякону, австрийской исследовательницы, написавшей оригинальную книгу «Сенсорная лаборатория Вены: исследования городских осязаний». Дьякону, в свою очередь ссылается на историка культуры и востоковеда Карла Тепи. В 1980 году в своём труде «Появление кофе в Вене» он доказал, что «представляемое как исторический факт утверждение, что Кульчицкий якобы начал торговлю захваченным в турецких лагерях кофе в Вене, не только не находит подтверждение в источниках, но и вообще не имеет отношения к истории венского кофе и первой венской кофейни». Дькону отмечает, что Кульчицкий — вымышленная фигура. И что исключительную привилегию приготовления и продажи кофе в Вене получил Йоханес Диодато. «Он был армянином и его настоящее имя было Ованес Аствацатур», — говорит Дьякону.
Итак, правда в том, что украинского или польского купца Кульчицкого не существовало, зато армянский купец Йоханнес Диодато — историческое лицо. Установлено, что он родился в 1640 году в Стамбуле, а скончался в 1725 году в Вене.
Также известно, что кофейню свою Ованес Аствацатур открыл в своем доме в центре города — в двух шагах от кафедрального собора Святого Стефана. Действует эта кофейня и по сей день. Сейчас первая венская кофейня обслуживает посетителей под вывеской «Daniel Moser» О том, что армянскому зведению уже триста лет сегодня напоминает лишь бронзовая табличка у барной стойки с краткой историей кафе.
При подготовке материала использованы источники: Йоханнес Эберт, Кнут Герих, «Великая хроника Всемирной истории: абсолютизм, просвещение и революция»: 1648 - 1793, Wissenmedia Verlag, 2008, стр. 103. || Мадалена Дьякону, «Сенсорная лаборатория Вены: исследование городских осязаний и запахов», LIT Verlag Münster, 2011, стр. 180. || Армен Манукян, «Армянский кофе по-венски» — golosarmenii.am
Обложка: Жан-Леон Жером. «Кофейня в Каире». 1884 год © The Metropolita
Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы