Серебряный шик KaraSilver — сделано в Армении
Что объединяет самовар, валторну, барабан, обезьянку, осьминога, ереванские здания Оперы и кинотеатра «Россия», узоры микенской культуры, кресло с нависающим над ним абажуром, телефон, мельницу, швейную машинку, фотоаппарат, подсолнух, гранат и многое другое, казалось бы, несочетаемое? Ответ: бренд КaraSilver. Ювелирные изделия этой марки отличают талант и творческая смелость, безграничная фантазия и вкус, изысканность и безупречный стиль. Мастерски выполненные женскими руками, эти серебряные изделия вызывают неизменный восторг у тех, кто покупает и носит очаровательные вещицы бренда. На ювелирном рынке KaraSilver держатся в топе уже более десяти лет — их любят не только в Армении, но и за ее пределами.
Салон-магазин в Ереване, на улице Пушкина, 54, больше похож на маленький музей, куда приходишь не только порадовать себя или близких приобретением уникальной вещицы, но и раствориться в фантазии авторов — придумщиков и мастеров, художников и скульпторов малой, ювелирной формы, — восхищенно рассматривая созданные ими разнообразные серебряные экспонаты. Изделия от Кары вызывают wow-эффект и непреодолимое желание носить их. Каждой женщине хочется подчеркнуть необычными украшениями свою индивидуальность и заявить о своем вкусе и чувстве стиля. «Какое чудо, прелесть! Хочу!» — пожалуй, реакция многочисленных «свидетелей» этих миниатюрных шедевров не отличается разнообразием душевных и словесных порывов.
Кто же она, эта кудесница Кара?
Знакомьтесь: Карине Аветисян. Поклонница абстракционизма и стиля техно. Создатель и владелица столь любимого многими бренда КaraSilver. Представитель той самой ереванской интеллигенции, не покинувшей родину в трудные годы и впоследствии, благодаря таланту, труду и самоотдаче, сделавшей армянский бренд популярным, а его продукцию — востребованной и узнаваемой. И кроме того, разрушитель стереотипа о том, что ювелирное дело — ремесло сугубо мужское. Двенадцать лет назад вместе с сестрой Гаяне она основала салон и мастерскую, в которой с первого дня и поныне работают исключительно женщины. [Так и хочется передать привет всем патриархальным консерваторам сильной половины человечества, в чьих представлениях задержался нелепый для нашего времени шаблон, выраженный во фразе «не женское это дело». — Прим. авт.].
«Кроме укоренившегося убеждения, что ювелир это чисто мужская профессия, мы невольно разрушили и другие стереотипы — о женской дружбе и сотрудничестве, о коллегиальности и командном духе. Наши мастерицы с уважением и любовью относятся и друг к другу, и к делу, которым они занимаются. В салоне мы часто слышим от наших гостей: „Чувствуется, с какой любовью сделаны ваши творения!“, — и это действительно так. К тому же женщины внимательны к деталям, исполнительны, организованны, аккуратны — в нашем тонком деле это особенно важно. Да и вообще есть много профессий, традиционно считающихся мужскими, в которых со временем женщины преуспевали», — говорит Гаяне Аветисян, которая занимается менеджментом и всеми необходимыми сопутствующими вопросами этой успешной небольшой женской ювелирной компании. А Карине — вдохновитель, творческий мозг и пульс КaraSilver.
Кара училась ювелирному делу у своего дяди, основным рабочим материалом которого было серебро, а ее близкие друзья-ювелиры, к кому она часто захаживала в гости, делали изделия из золота. Она освоила технические тонкости профессии, к тому же некоторое время работала в магазине по продаже ювелирных аксессуаров, камней и инструментов. Да и в юности любила приходить в магазин «Салон», что находился на улице Туманяна, и часами разглядывала серебряные изделия, каждый раз покидая его вдохновленной.
Сочетание этих факторов не могло не затронуть её творческую натуру — у Кары возникло желание делать украшения самостоятельно. Выбор пал именно на серебро, ведь это очень удобный для воплощения всевозможных идей материал — мягкий, податливый, откликающийся. Золото — это классика, оно консервативно по сравнению с более новаторским и одновременно традиционно-этническим серебром. Попробовала — получилось. Стала выставлять свои украшения на ереванском Вернисаже. Надо сказать, что покупательский спрос пришел не сразу: люди с интересом реагировали на вещи, но поначалу не рисковали их приобретать — слишком новым и оригинальным было слово Кары в армянском ювелирном искусстве. Но со временем, конечно же, «распробовали» — стали покупать, носить, радоваться и советовать другим.
А что было дальше — рассказывает Гаяне:
— В 2008 году, сразу после кризиса, когда во всем мире закрывались и банкротились предприятия, мы, невзирая ни на что, рискнули и открыли салон. Кара — как ювелир, профессионал своего дела, основатель и вдохновитель, а я — в качестве директора, отвечающего за менеджмент, продажи, маркетинговую политику и связи с общественностью. В то время это был единственный специализированный авторский салон работ из серебра. Мы начинали при очень небольшом бюджете, и такая затратная статья расходов, как реклама на телевидении, радио, в глянцевых журналах, нам была недоступна. Взамен было доступно сарафанное радио, и с помощью наработанных клиентов с Вернисажа, немногочисленных в то время туристов, некоторых интересных личностей, которые и оказались нашими первыми блогерами-инфлюенсерами, мы постепенно стали известными в более широких кругах. Помнится, как на заре нашего существования приехавший на гастроли в Ереван театр Петра Фоменко после возвращения обратно «разафишировал» нас артистам других московских театров, и в один прекрасный день к нам нагрянула театральная труппа МХАТа, в том числе с моим любимым актером Константином Хабенским, являющим собой пример таланта, верного служения профессии и делу благотворительности. А когда активизировались соцсети, стало легче распространять о себе информацию. Мы сами сделали фотографии и открыли страничку в Фейсбуке. Потом появилась отдельная мастерская, в которой у нас начали работать ювелиры и дизайнеры, по стечению обстоятельств девушки и женщины. Благодаря личному примеру Кары и кропотливой работе наших мастериц прежде исключительно мужская профессия стала также и женской. У нас трудятся семь женщин, в производстве же задействованы четверо — вместе с Карой.
В начале пути мы учились и постигали азы бизнеса, нюансы мастерства. Мы, как первопроходцы, прокладывали дорогу себе и следом идущим, которые пробовали и у них тоже получалось. Конечно, были и сложности: начиная от добычи легального сырья и оборудования, заканчивая вымогательскими методами налоговых органов и непрекращающимися случаями плагиата. К примеру, очень крупный производитель-экспортер выбирает лучшие наши образцы украшений, тиражирует их и продает, а поскольку в Армении это отслеживают наши юристы и подают иски в суд, эта компания предпочитает эти самые образцы экспортировать. И пока закон об авторском праве не работает в полную силу, это будет продолжаться. Словом, мы прокладываем дорогу собственной головой, решая с ее помощью замысловатые задачи и набивая шишки.
Сейчас в мастерской мы организуем ремесленные экскурсии, мастер-классы для туристов, которые знакомятся с производством, пытаются что-то сделать собственными руками, получают колоссальное удовольствие от увиденного и услышанного. В 2014 году, спустя шесть лет работы на рынке, мы получили награду премьер-министра Армении в номинации «Лучший бренд года». Поскольку мы всегда всё делали сами, без какой-либо помощи, мы лучше других понимаем, как тяжело человеку, начинающему свое дело, и участвуем во многих менторских программах, где вдохновляем и обучаем молодежь, и в благотворительных проектах, сознавая свою социальную ответственность за людей нуждающихся, больных и недееспособных.
В эти тяжелые дни пандемии и карантина мы тоже не смогли сидеть сложа руки и запустили в соцсетях акцию под названием «КАРАнтин», по которой осуществляем онлайн-продажи по себестоимости с бесплатной доставкой на дом украшений, о которых многие наши поклонницы давно мечтали. Акция действует только в пределах Еревана, потому что мы строго следуем рекомендациям республиканского коменданта в условиях чрезвычайного положения, всё делаем в стерильных масках и перчатках, несмотря на то что серебро само по себе металл благородный, чистый и даже лечебный.
Вдохновения в нашем деле не ждешь, его вызываешь усилием воли, как говорится, берешь быка за рога, иначе старинное ремесло ювелиров прекратило бы свое существование. Но, как видим, оно развивается и процветает, и в этом есть толика нашего труда.
Оригинальные, смелые авангардные украшения давно стали признаком вкуса и интеллектуальности. Изделия КaraSilver рассказывают историю, несут глубокий смысл, обладают характером и чувством юмора. В некоторых сериях используются полудрагоценные камни — агат, яшма, аметист, а также и редкие материалы, такие как эбеновое дерево и кожа электрического ската. Серебряные символы древних цивилизаций, украшенные натуральной кожей, окаменевшим деревом, необработанными природными камнями, — великолепные образцы этнического стиля. И конечно, украшения эти «родом из Армении» — несут в себе колорит страны своего происхождения. А также они «дышат» женственностью — в первую очередь это заметно даже не на нежных образцах с витиеватыми завитками или цветочными сюжетами, а на довольно массивных, казалось бы, грубых кольцах а-ля гайки-шурупы. Тонкая работа!
Кольца, серьги, браслеты, кулоны, броши и аксессуары КaraSilver успешно экспортируются в Россию с пометкой «Сделано в Армении». Но планы и стремления женской ювелирной команды из Еревана выходят за пределы бывшего советского пространства. КaraSilver намеревается выйти на рынок Америки. И почему-то нет сомнений, что и за океаном созреет круг верных поклонниц армянского бренда и возгласы «Какое чудо, прелесть! Хочу!» зазвучат и на английском языке.
Журналист и блогер (Армения) Евгения Филатова специально для Армянского музея Москвы.
Обложка © Nata Brettell