«Прабабушку депортировали в Дейр-эз-Зорский концентрационный лагерь». Карен Узунян. «Потомки Геноцида»
24 апреля 2020 года в 105-ю годовщину Геноцида армян Армянский музей Москвы продолжает публикацию читательских историй в рамках проекта «Живая история. Потомки Геноцида». Эта история и этот фильм — о семье Карена Узуняна, чьи предки переселились в Тбилиси, спасаясь от эрзрумской резни 1915–1916 годов.
Зовут меня Карен Ервандович Узунян. Я физик-ядерщик по образованию. Учился и работал в медицинской сфере — имею также диплом психофизиолога. Работал в CSN CAUCASUS — организации, которая занимается сопровождением и техническим обеспечением синхронного перевода на конференциях, симпозиумах и крупных мероприятиях. Занимаюсь литературой, моё творчество опубликовано в журнале «Вернатун». Увлекаюсь интеллектуальными играми, в 2014 году наша команда стала победителем финальной серии игр Брейн-ринг в клубе «АйАрТун» в Тбилиси.
Я — потомок людей, переживших Геноцид. Родился 5 декабря 1960 года в Ереване. Родители — Ерванд Вартанович и Саветина Гайковна.
Большую часть жизни я провел в Тбилиси. Тогда это была одна большая страна под названием СССР.
Рассказывать о Геноциде начну с семьи прабабушки Сары Исраелевны Исраелян-Мандакуни. Она родилась в городе Ван. У неё было семеро братьев — все старшие. Её брат Анания Исраелян-Мандакуни во время войны сражался с турками и принимал участие в обороне города Ван. Входил в состав армянского национального координационного совета. Туркам хорошо были известны подвиги брата моей прабабки. За голову Анании османские власти обещали крупную сумму золотом. Он погиб в одном из боев. Согласно воспоминаниям однополчан, боевой конь долго стоял над могилой Анании — из глаз животного текли слёзы. В семейном архиве есть снимок Анании, сделанный в 1919 году.
В детстве я хорошо помню прабабушку Сару — она тогда была ещё в полном здравии (она умерла в середине 60-х). Прабабушка в 1915 году, во время Геноцида, осуществлённого властями Османской империи, была депортирована в Дейр-эз-Зорский концентрационный лагерь в пустыне Сирии.
У неё была дочь — Самария, моя бабушка. Она родилась в 1904 году в Салмасе, в Иране. А ушла из жизни в 1991 году в Санкт-Петербурге. Похоронена на Волковском кладбище. Её супруг — Гайк Арутюнович Оганесян родился в Карсской области, 1898 году, а умер в Тбилиси, в 70-е годы.
Моя мама Саветина Гайковна — непосредственный потомок армян, переживших Геноцид. Внучка Сары Исраелян-Мандакуни родилась в Тбилиси в 1928 году, а ушла из жизни недавно — в 2016 году. В 1952 году окончила институт Железнодорожного транспорта, эксплуатационный факультет. Работала в Чечне, в Грозненском отделении железной дороги. В 1955 году вернулась в Тбилиси, где проработала инженером-конструктором в различных бюро до 1992 года. В 1954 году вышла замуж за Ерванда Вартановича Узуняна — молодого человека из армянского хоторджурского клана Сунинц.
Один из основателей Бюраканской обсерватории в Армении — Марат Арсенович Аракелян — двоюродный брат моей матери. Он доктор наук, профессор, открыватель названных в его честь новых галактик — «галактик Аракеляна». Похоронен в Бюракане. Марат Арсенович и моя мама — внуки Сары Исраелевны.
Предки по линии отца также пережили Геноцид. Мой дед — Вартан Григорьевич Узунян (Сунинц) родился в Западной Армении, в Эрзруме в 1882 году, а скончался в 1943 году в Тифлисе. Его жена — Агавни Ованесовна Мхитарян, моя бабушка по папиной линии, также родилась в Эрзруме в 1892 году, а умерла в Тифлисе в 1954-м.
У деда был хорошо налажен бизнес в Эрзруме и в Тифлисе — он успешно торговал мукой. Трагедия Геноцида армян затронула всю родню с отцовской стороны. На момент начала Геноцида дедушка и бабушка находились в Тифлисе.
В 1916 году после взятия российскими войсками Эрзрума, мой дед принимал участие в поиске выживших женщин и детей в труднодоступных уголках Западной Армении. Это был небольшой отряд, который вывозил чудом выживших армян из провинций. Сумел отыскать этот отряд и младшую сестру моей бабушки, депортированную османскими властями. Арестовывали сестру вместе с матерью (моей прабабушкой по линии отца). Пройдя пару дней под конвоем турецкой жандармерии, прабабушка, не выдержав тягот пути, скончалась. Сестра отказалась идти дальше до тех пор, пока тело её матери не будет предано земле. Турецкие молодчики намеревались её застрелить, но один молодой мусульманин — житель близлежащей деревни, уговорил солдат не стрелять и даже принёс какой-то выкуп за это. Солдаты, приняв подношение, закрыли глаза на оставшуюся у дороги хоронить мать девушку и погнали дальше «караван смерти». Мусульманин оказался достойным человеком. Он помог похоронить тело матери и привёл сестру в свой дом, где родители юноши укрывали её от турецких властей. А ещё через несколько месяцев сестра моей бабушки вышла замуж за этого мусульманина.
Отряд спасателей, собирая информацию об уцелевших армянах, наведался в эту деревню и нашёл сестру моей бабушки. Дед предложил ей переехать в Тифлис, на что та, после долгих раздумий, пожелала остаться с мужем, сказав, что не хочет рушить молодую семью. Тем более у них уже родился к тому моменту ребёнок.
Мой дед был хорошо знаком с деятелями освободительного движения — хоторджурцами. С Петросом Тер-Погосяном, с Арташесом Геворгяном, со Степаном Цагикяном.
Более подробно о потомках Геноцида в моей семье можно узнать в видео, которое я записал специально для проекта Армянского музея Москвы.
Карен Узунян специально для Армянского музея Москвы
Обложка: wikimedia.org