Как торговец фруктами Полоз Мукуч стал «отцом» гюмрийского фольклора
Эта заметка о Гюмри той поры, когда город ещё назывался Александрополем. Главной достопримечательностью дореволюционного города были сами горожане. Воистину, эти люди воплощали всю самобытность Александрополя! А сколько колоритных героев городских анекдотов родилось с лёгкой руки александропольцев! Знаменитых Полоз Мукуча, Веселого Вардана и Цитро Алека обсуждали в каждой таверне, в каждой александропольской гостиной за чашкой кофе. Нужно отметить, что образы этих персонажей не были вымышленными, наподобие знаменитого одесского Рабиновича, поручика Ржевского или болгарского габровца. Все они — реальные горожане, «дети своей среды». Краевед Наира Акопян рассказывает о человеке по имени Мкртыч Мелконян, прозванном александропольцами Полоз Мукуч.
Обратимся к источникам. Согласно церковной метрической книге, 7 января 1881 года в Александрополе, в семье серебряных дел мастера Газара Мелконяна, родился второй ребенок. Сына назвали Мкртыч. Детство мальчик провел в отцовской мастерской, которая находилась в ряду кузнецких мастерских под порядковым номером 45. По всей видимости, Мкртыч опережал в физическом развитии своих сверстников. Возможно, именно это послужило поводом для упражнений в остроумии окружающих его жителей квартала. Острые на язык ремесленники в шутку назвали его «Полоз» [«Պոլոզ»— арм. «овально-вытянутый», «долговязый». — Прим. авт.]. Прозвище закрепилось за ним навсегда. Именно здесь, в назаурядной атмосфере «города ремесел и искусств» и появился образ знаменитого шутника Полоз Мукуча.
Вопреки традициям и ожиданиям отца, Мукуч не стал преемником семейного ремесла. Его стремления к науке и образованию ограничились тремя классами начальной школы «дайтоплан», в которой, к слову, его одноклассником и другом был сам Аветик Исаакян — знаменитый армянский поэт. С юных лет занявшись торговлей, Мукуч вскоре стал подрядчиком, занимаясь оптовой торговлей привозимых из Тифлиса и Еревана фруктов. Поскольку выделялся Полоз не только высоким ростом, но и необыкновенно острым языком, владельцы магазинов и лавочники, издалека заметив его повозку, выстраивались в очередь не только за фруктами, но и за очередной порцией шуток.
Мукуч проповедовал убежденное холостячество. Он не стал обзаводиться потомством и обременять себя обязательствами мужа и отца семейства. Свои заработки Мукуч щедро и со вкусом транжирил. Шумные застолья, которые устраивал наш герой, частенько заканчивались разбирательствами с правоохранительными органами. Говорят, именно в такие моменты и рождались его самые смешные остроты. Анекдоты разлетались по всей округе, донося славу о шутнике далеко за пределы Александрополя.
Любой уважающий себя гюмриец обзаводился огромным количеством полезных знакомств. Мукуч не являлся исключением из правил. В круг его общения входили люди разных сословий и профессий. Несмотря на простоватость и невысокий уровень образования, Мукуч был личностью неординарной, чем и притягивал к себе внимание многих выдающихся деятелей искусства своего времени. Он дружил со знаменитым в то время артистом Оганнесом Зарифяном и часто ездил в Тифлис специально на его спектакли. Поддерживал отношения и с Егише Чаренцем, с которым познакомился во время визита поэта в Гюмри в дни землетрясения 1926 года. Полоз Мукуч служил моделью для ряда портретов, созданных Акопом Ананикяном и стал прототипом для персонажа поэмы «Фаэтон Алек» Хачика Даштенца.
Умер Мкртыч Мелконян 15 февраля 1931 года в одной из тифлисских больниц во время неудачной операции. В последний путь его провожала половина города, к тому моменту уже Ленинакана. Позже, в 50-е годы, поэт Исаакян установил на его могиле надгробие с надписью «От одного гюмрийца — другому».
Остроты и изречения Мукуча стали неотъемлемой частью городского фольклора, а сам Полоз — самым узнаваемым героем анекдотов и главным символом гюмрийского юмора. Таверна, в которой проходили шумные застолья Мукуча, сейчас отреставрирована в духе дореволюционного Александрополя и переименована в его честь.
В сквере у церкви Всеспасителя установлен бронзовый памятник Полозу. Великий шутник изображен скульптором Нареком Самвеляном в полный рост, с характерным для коренных гюмрийцев жестом руки. Облачил его скульптор в широкие брюки «фанар» [от слова «фонарик» из-за характерного кроя. — Прим. авт.] и кафтан «архалух» с серебряным ремнем. Обут шутник в традиционные сапоги из мягкой кожи. На голове у него, конечно же, главный символ чести и достоинства гюмрийца — касторовый головной убор «шапха» [от слова «шапка». — Прим. авт.].
И на десерт — анекдот о Полоз Мукуче.
Мукуч гуляет в Ватикане с Папой римским.
— Это наш Мукуч, а, интересно, рядом кто? — спрашивают жители.
Краевед Наира Акопян специально для Армянского музея Москвы
Обложка: narek.artstation.com