Почему в Армении не сложилось женское монашество?
Армения, известная как первое христианское государство, имеет на своей территории множество религиозных центров, значительная часть которых — монастыри. Гегард, Гандзасар, Татев и Санаин известны и почитаемы не только в масштабах страны и армянской диаспоры, но и повсюду в мире. Однако упомянутые и множество других монастырей Армении — мужские. О традиции женского монашества в Армянской Апостольской церкви известно одно — её нет. Почему? Разбирался Антон Евстратов.
Почему же, в отличие от православия и католичества, в ААЦ практически не было и нет монахинь?
Для начала следует отметить, что так было не всегда. К примеру, в эпоху католикоса Нерсеса Великого (середина IV века) монахинь в Армении было множество, а женские монастыри процветали и пользовались покровительством предстоятеля церкви. Почитание святых дев-мучениц Рипсиме и Гаяне послужило толчком к развитию женского монашества.
Царь Пап
Ситуация изменилась, когда на армянский престол вступил молодой царь Пап. За свое короткое правление он совершил настоящую церковную революцию, буквально «оторвав» армянскую церковь от римской, на тот момент — Вселенской, где тема монашества была, как раз, ярко выражена. Пап создал основы для создания «дешёвой церкви», что было важно и даже необходимо для традиционно небогатой Армении.
Экономические проблемы в IV веке были актуальны отнюдь не только для Армянского царства, но и для многих близлежащих территорий. Мир подходил к мощнейшему экономическому упадку раннего Средневековья. Однако для Армении, через территорию которой проходил, начавший «усыхать» в то самое время, Великий шелковый путь, когда-то наполнявший её казну, нехватка средств начинала принимать критические масштабы. Более того, страна была измотана тяжелой войной с Персией и противостоянием со знатью и церковью, которые вёл отец Папа, царь Аршак II.
Персидский шах Шапур не только заманил на переговоры, а затем заморил в тюрьме армянского царя, но и разорил множество эллинистических городов Армении, а их население угнал в Персию. Это лишило царство тысяч квалифицированных ремесленников и опытных торговцев и привело в упадок ранее процветавшие экономические центры. Примечательно, что иранцы переселяли указанное население армянских городов на свою территорию, даже не ассимилируя его — армянские торговцы и ремесленники жили в городах Персии в своих кварталах и слободах, работая на благо уже новой родины. Надо отметить, что персы будут поступать так не раз и впредь, в том числе, и в мусульманские времена. Так появятся великие армянские колонии в Исфахане, Тебризе, Реште и других городах.
Таким образом, царь Пап был буквально вынужден ввести режим жесткой экономии. Сформировавшаяся ко времени его восшествия на престол церковь была очень дорогой и требовала от государства всё больше ресурсов. Более того, вложения в церковь не приносят дивидендов — по крайней мере, в краткосрочной перспективе, «здесь и сейчас». Лишь спустя, возможно, десятилетия и даже столетия государство получит «доход» от церкви — покорных и верных подданных, царя — защитника веры и другие немаловажные, но, зачастую, очень относительные преимущества наличия религиозного населения в стране.
Правитель Армении IV века, испытывавшей острые экономические трудности, делать столь рискованные инвестиции был не в состоянии. Тем более, что и царь Пап, и многие его современники-интеллектуалы очень рано поняли, что купить за деньги и другие материальные блага расположение Бога невозможно. Христианин спасается добрыми, богоугодными делами, праведным образом жизни, но никак не отчислениями на украшение монастырей и храмов. В Европе об этом скажут Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие проповедники протестантизма, но это будет намного позже. В данном смысле царь Пап, по сути, первый протестант.
Последствия религиозной реформы
Кстати, повлияли такие настроения царя и на убранство армянских храмов — оно стало весьма суровым, даже аскетичным, что можно видеть до сих пор.
Коснулась царская «оптимизация» и института монашества. Пап освободил монастыри от монахинь, которых выдал замуж за азатов — «служилых людей», получавших за службу землю, — это были своеобразные армянские рыцари. Институт военных в Армении сложился намного раньше, чем в Европе. Фактически, армянское Средневековье наступило уже в IV веке, но это уже совсем другая история.
К слову, реформы молодого царя затронули не только женское монашество, но и мужское. В то время было очень много священников, которым, как известно, можно жениться. А вот среди их, зачастую многочисленных, сыновей женился лишь один — старший, который обычно и наследовал профессию и имущество отца. Остальные уходили в монастырь, а до того, как правило, бездельничали, ведя праздное, а иногда и полубандитское существование, ухудшая криминогенную обстановку в государстве. Царь Пап забрал всех их в армию, оставив с отцами лишь по одному сыну — причем, обычно младшему. Остальные становились теми же азатами-рыцарями, получая за службу земельные наделы. Теперь они служили не Богу, а его наместнику — земному царю. Это дало возможность повысить обороноспособность Армении, доведя армию до 90 тысяч человек. И именно за этих новых азатов царь и выдал замуж упомянутых выше «освобождённых» монахинь.
Не последней мерой было и закрытие имевшихся при церквях и монастырях богаделен, ставших пристанищем не только сирот и юродивых, но и самых разных бездельников со всей страны.
Всё это не только высвободило значительные финансовые средства, но и стимулировало воспроизводство армянской нации и рост населения Армении, а также её производительных сил, что в условиях персидского опустошения было важно и нужно.
В итоге, Пап стал настолько силен, что стал проблемой, как для внешних врагов — римлян, так и для внутренних — церковных иерархов. Рим разработает целую спецоперацию по ликвидации опасного правителя, вышедшего из-под влияния империи, стремившейся распространить свою гегемонию и на соседних территориях. Сначала Папа попытались пленить в городе Тарс, но ему удалось бежать, а затем царь был заманен на пир к полководцу Траяну, где его предательски убили.
Интересно, что и после гибели царя, возврата к старой церковной системе, созданной католикосом Нерсесом, не произошло. Церковь всячески пыталась изменить эту ситуацию, разрешив женское монашество де-юре, но обиходным оно в Армении так и не стало. Женское монашество с тех пор — частный случай, особый.
К слову, иерархи так и не смогли простить Папу его «протестантской» реформы, и в последующих исторических сочинениях, написанных церковными деятелями, армянский царь-реформатор неизменно изображался негативно — то сумасшедшим, то гомосексуалом, то убийцей католикоса Нерсеса.
В общем и целом, традиция единичного женского монашества продолжалась в Армянской Апостольской церкви до недавнего времени. В обществе считалось, что армянская женщина должна жить в миру — выходить замуж, рожать и воспитывать детей, а монашество — это удел мужчин, да и то лишь некоторых, одарённых к духовной жизни и способных к глубокой молитве.
Женское монашество Армении в XXI веке
До 2000 года в ААЦ действовал запрет на женское монашество, и лишь затем последовало распоряжение католикоса Гарегина II, разрешившего данную практику. Впрочем, это не привело к появлению большого числа монахинь в Армении — и время явно не то, и традиция, заложенная царем Папом, никуда не делась. В монастырь пожелали уйти лишь 11 немолодых женщин, которые были отправлены на «испытательный срок» в обитель Агпатаванк (Лорийская область). Четырехмесячное испытание выдержало лишь семь монахинь, которые перебрались в монастырь святой Рипсиме в Эчмиадзине, а затем — в монастырь Казарован на северо-запад страны.
Такого рода монашество можно считать во многом стихийным. В Армянской Апостольской церкви нет женской монашеской иерархии, нет обряда пострига или срока монашеского послушания. Неоднозначно и отношение общества к монахиням, одна часть которого, традиционная, не готова мириться с иной ролью женщины, нежели жены и матери, а другая, либеральная и секулярная, в принципе негативно воспринимает рост религиозности среди армян.
Таким образом, традиция женского монашества в Армении не прижилась, как по объективным (тяжелое экономическое и политическое положение страны и необходимость аккумулирования максимума ресурсов), так и по субъективным (личность царя Папа) причинам, что превратилось в настоящую традицию. Во многом это произошло потому, что положение армянского народа с IV века, как правило, не улучшалось, а калейдоскоп из завоеваний, разорений и геноцидов явно не способствовал уходу значительного количества женщин из мирской жизни. Армянку гораздо чаще и привычнее было видеть с оружием и на боевых позициях, в составе регулярных армий или фидаинских отрядов, чем в монашеской келье, хотя чаще эти женщины традиционного общества, вне сомнения, реализовались в семье — в качестве жён и матерей. Женское монашество не было традиционным в Армении, поэтому оно не могло стать значимой реалией в эпоху постмодерна и разрушения разного рода традиционных реалий, структур и укладов. Можно сделать вывод, что в целом образ жизни «невест Христовых» обошел Армению стороной.
Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы
Обложка: chai-khana.org