Армянские крановщицы — женщины на высоте
Их работа и опасна, и трудна. И это далеко не о людях в форме. На армянском литейном заводе в Чаренцаване на высоте 15 метров свою службу день и ночь несут женщины. На весь завод их трое. К работе уже давно относятся как к хобби. Ведь за «штурвалом» крана они уже не первый год.
«Женщины вон в космос летают, я что с одним краном не справлюсь…»
Тагуи Арутюнян — крановщица с 43-летним стажем. Последние семь лет она работает на чаренцаванском литейном заводе и буквально стоит у истоков основания этого производства.
Но в юности у девушки были совершенно другие мечты. В 20 лет Тагуи из-за ошибки врачей потеряла отца. Тогда твердо решила: стану медсестрой.
«Мой отец умер из-за укола. Ему ввели неправильный укол. Мне тогда было 20 лет. С тех пор я хотела поступить в медицинский. Но не набрала нужное количество баллов. Отучилась в техникуме — перевелась на вечернюю смену, чтобы работать и семье помогать. Нас было шестеро детей — я старшая. И чтобы начать хорошо зарабатывать, пошла на завод, ученицей крановщика», — рассказывает Тагуи.
У юной Тагуи буквально перехватило дыхание, когда она впервые поднялась на кран, высота которого была шесть метров. Тогда она поступила на работу в чаренцаванский станкостроительный завод. Спустя месяц девушка поборола страхи и начала работать, хотя испытательный срок учеников — шесть месяцев. Там Тагуи проработала аж 23 года.
«Я больше никакую другую работу не воспринимала. Да, я много чему в процессе научилась — могла шить, отучилась на медсестру, но ни от какой работы не получала такого удовольствия. На этом заводе было 38 женщин. Мужчин не было. Наверное, это что-то да и значит. В этом деле, главное, терпение. У мужчин с этим плохо», — смеется женщина.
После была фабрика по пошиву одежды. Но Тагуи хватило ненадолго. Ей стало неинтересно, и она спустя пару месяцев ушла на другое производство, потом был молибденовый завод, и, наконец, женщина попала на чаренцаванский литейный завод, где и работает по сей день.
Сегодня Тагуи без работы своей жизни не представляет, тем более без любимого крана и своих коллег по цеху. Вместе с женщиной на «вредном» заводе работает еще две крановщицы. Они выполняют одну из самых сложных и ответственных задач: 80 тонн железа нажатием одной кнопки оказываются в огромном котле.
«Не мужское это дело – кран водить»
Карине Азарян работает как в дневную, так и в ночную смену. На литейный завод пришла четыре года назад. Но впервые за руль крана села 33 года назад. На производство женщина пришла за деньгами — в советские годы крановщицы получали достаточно высокие зарплаты.
«Мы предельно внимательны, чтобы не было аварий. Не дай Бог, если совершим ошибку. Много людей может пострадать. Мы за эти долгие годы привыкли, изучили все нюансы. Поэтому сейчас очень легко. Моя работа — это моя жизнь», — делится Карине.
Карине Азарян, как и подруги по цеху, живет не только работой, но и семьей. У нее двое детей и четверо внуков. Всё своё свободное время уделяет им и любимой работе.
«Не могу без высоты — чего-то не хватает»
Овсанна Киракосян в советские годы пошла на завод далеко не краном управлять, а озеленением заниматься. Но как-то случайно попала к своему брату в кабинку крана. С тех пор Овсанна не покидала это место. За пару месяцев изучила все тонкости профессии и стала одной из лучших на заводе. Это был станочный завод. Там женщина проработала два года. Сменила несколько мест работы, вышла замуж. И только пять лет назад вернулась в свою любимую кабинку. И даже после такого большого интервала страха не было, как и в первый раз.
«Главное, забираясь в кабинку, быть уверенным в себе и своих поступках. В противном случае, не стоит браться за такую ответственную работу. Чтобы это было так, нужна поддержка. Меня моя семья во всем поддерживает, и это для меня большой стимул», — раскрывает Овсанна секреты мастерства крановщицы.
Сегодня на литейном заводе трудится около четырехсот работников. И только трое из них — женщины. И выполняют они одну из самых ответственных задач. Производство это вредное, и дышать этим воздухом задача не из легких. Но женщины посвятили всю свою жизнь «железным монстрам» и ни капли не жалеют об этом.
Ани Гнуни специально для Армянского музея Москвы
Обложка: yavarda.ru